160
лет назад, 17 марта 1856 года, в Омске в семье офицера Тенгинского полка Алексндра
Врубеля родился мальчик Миша, ставший впоследствии одним из самых почитаемых
русских художников рубежа IX-XX веков, вся жизнь которого стала образцом
бескорыстного и бескомпромиссного служения искусству....
«Ассоциация
«Врубель - Демон» настолько прочна, что некоторые не брезгуют даже попенять художнику
его личной трагедией и душевной болезнью: «Логичным финалом, расплатой за
демонизм стали для него смерть ребёнка и сумасшествие».
Демон поверженный |
Хотя
современники оставили нам иной портрет Врубеля. Его товарищ художник Константин
Коровин вспоминал: «Чистейший из людей. Кротко сносил все удары, терпел от
злобы и невежества всю жизнь. Был беден и голодал, случалось, мог месяц жить на
3 рубля, питаясь хлебом да водой. Однако видел лишь то, что значительно и высоко.
Не копил и не жалел ни работ своих, ни денег».
А
вот и сам Врубель стеснительно признаётся: «Людей деревни не люблю - они
постоянно ругают мать. «Мать твою», «мать туда» - это отвратительно, это
невыносимо... За границей мне иногда нравится - там больше равенства. Но там
презирают бедность. Это несправедливо, неверно и нехорошо. А в России есть
доброта...»
«Это
гений!»
Неизвестно,
впрочем, о какой именно доброте говорил художник. Максимум «доброты» продемонстрировал
его современник критик Владимир Стасов: «Врубель очень хороший и милый человек,
и даже отчасти небесталанен». Но эта жалкая похвала тут же перечёркивается
следующей фразой: «Однако работы его до того нелепы и безобразны, что никакого
терпения нет!»
Свидание Анны Карениной с сыном. 1878 |
Именно
под такой аккомпанемент Врубель вошёл в высшую лигу художников своего времени.
Произошло это довольно поздно - в 1891 г., когда было задумано юбилейное
издание произведений Лермонтова, приуроченное к 50-летию его гибели. Для иллюстрирования
отобрали 18 мастеров - Репин, Шишкин, Айвазовский... и Врубель, «до сей поры
совершенно не известный широкой публике».
Возможно,
именно поэтому Врубелю достался самый скромный гонорар - всего лишь 800 рублей
за 5 больших и 13 малых иллюстраций. Однако по-настоящему в этом проекте
запомнился только он - после Врубеля больше никто и никогда не пытался иллюстрировать
лермонтовского «Демона».
|
|
Зато
заметили художника сразу. Пресса радостно взвыла: «Врубель - это грубость, карикатурность,
уродливость, нелепость!» Даже учитель Врубеля, Илья Репин, отметил: «Михаил
стал мне неприятен в этих иллюстрациях».
Надо
сказать, что охлаждение было взаимным. Ещё будучи студентом, Врубель был
неприятно поражён картиной Репина «Крестный ход в Курской губернии». Претензий
было две. Первая - религиозная. Врубелю казался чудовищным сам сюжет: «Пьяная
толпа, и нет ни одного верующего, даже среди священников! Неужели в России нет
Бога?» Вторая профессиональная: «Репин срисовывает, а не рисует». Михаил
Александрович не побоялся высказать это своему учителю в глаза.
Одно
из первых появлений Врубеля в доме мецената Саввы Мамонтова украсилось тихим
скандалом. Никому не известный молодой человек, приведённый Коровиным, подошёл
к Репину, который с блокнотом царствовал за столом, рисуя портрет хозяйки, и
сказал: «Илья Ефимович, а ведь вы рисовать не умеете». Онемевший от такой
выходки Мамонтов вытащил Коровина на террасу: «Костя, кого ты привёл?» На что
получил простой ответ: «Савва Иванович, это гений».
«Рисуй
и молчи»
Гений
- да. Гений-труженик, не почивающий на лаврах. Неподражаемый. В прямом смысле
этого слова - не замечено ни одной попытки писать «под Врубеля». Фанатичный
работник. Он постоянно твердит одно и то же: «Всё время рисуй, каждый день,
каждую минуту». «Ты рисуй и молчи; когда нарисуешь, тогда и говори об искусстве».
Художник
Михаил Нестеров любил вспоминать такую историю. Однажды Врубель написал полотно
«Моление о чаше». Гефсиманский сад, Христос, всё залито прозрачным лунным
светом... Васнецов был в восторге, нашёл покупателя, тот купил картину, и оба
умоляли Врубеля ничего с ней не делать. А он пошёл в цирк. Вернулся под
впечатлением от номера одной наездницы, очень хотел написать её по памяти.
Холста не было, и тогда он взял свой уже проданный шедевр. Когда стемнело, от
«Моления о чаше» оставался незаписанным только уголок...
Да,
это похоже на одержимость. Но не демоном, а работой. Даже конечный результат
для него был не так уж важен. Он мог изрезать рисунок, а то и вовсе его выбросить.
Между прочим, именно с этого началось знаменитое врубелевское собрание Третьяковки.
Художник нарисовал очередную «Голову Демона». Потом смял её и кинул на пол.
Константин Коровин подобрал, сохранил и подарил Третьякову.
Демон сидящий |
Демон поверженный |
«Смять
и выбросить» - эта судьба могла постигнуть и другие работы художника. Например,
ставшие классикой панно «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза». Заказанные
Саввой Мамонтовым в 1896 г. для павильона выставки в Нижнем Новгороде, они вызвали
«ожесточённую ругань, ненависть и что-то звериное в жюри художников из академии».
Их сняли и, если бы не заказчик, запросто могли бы уничтожить.
Принцесса Греза |
Камин. Микула Селянинович и Вольга. |
Спустя
14 лет после этого инцидента художник, поражённый душевной болезнью, полностью
ослепший, умер в психиатрической лечебнице. По иронии судьбы гроб из церкви
выносили те же люди, что убирали с выставки его панно».
Комментариев нет:
Отправить комментарий