МАМЕ
НА ЗАМЕТКУ
* Старайтесь чаще бывать
в интерактивных музеях, где можно не только рассматривать, но и трогать
экспонаты.
* Не обещайте в награду
за посещение музея лакомства и игрушки. Зато можно предложить выбрать в музее
самый интересный объект и подобрать в музейном магазине подходящую книгу,
фигурку, постер.
* Всегда заканчивайте
«экскурсию» раньше, чем она наскучит ребенку.
Когда наступает холодный ноябрь и
прогулки с детьми сокращаются до минимума, мы начинаем ломать голову: чем бы занять
ребенка в выходные так, чтобы провести время с пользой, а заодно и пообщаться?
Посещение музеев занимает одно из первых мест в родительском рейтинге полезных
развлечений.
Однако нередко культпоход заканчивается слезами и обидами: ребенок мгновенно начинает отвлекаться. Не слушает вдохновенного рассказа экскурсовода или родителей, канючит, требуя купить всякую ерунду в музейном магазинчике, а то и вовсе начинает носиться по музейным залам, вызывая у вас горячее желание сделать вид, что вы не имеете к нему ни малейшего отношения. А все потому, что родители, как правило, плохо представляют себе, что именно можно и чего ни в коем случае не стоит делать с ребенком в музее. Чтобы выходной прошел без разочарований и взаимных упреков, стоит запомнить несколько несложных правил.
ТЕХНИКА МУЗЕЙНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
He ходите с ребенком в музей слишком
часто. В идеале — раз в полтора-два месяца, если, конечно, малыш сам не попросит
делать это чаще.
Выбирайте музеи, тематика которых пересекается
со сферой интересов ребенка. Зачем идти, к примеру, в политехнический музей,
если вы точно знаете, что дочка равнодушна к технике? Осматривайте экспонаты в
том темпе, который комфортен ребенку: одни дети способны часами рассматривать
какой-то объект, а другие, как вам кажется, едва взглянув на него, торопятся
дальше. Сделайте ребенка активным участником экскурсии: попросите его придумать
историю по выставленным картинам или другим объектам, найти и зарисовать или
сфотографировать те или иные экспонаты (например, всех живых существ с крыльями;
все, что плавает; все, что начинается на букву «р» и т. д.) Никогда не
навязывайте своего мнения об увиденном: сын или дочка имеют полное право не
любить живопись итальянского Ренессанса, не восхищаться устройством телефона и
оставаться равнодушным к народным промыслам.
КАКОЙ ПОРТРЕТ, Какой пейзаж...
Даже если вы уже бывали в картинной
галерее, прежде чем отправиться туда вновь, стоит освежить в памяти ребенка, кто
такие художники, какие бывают картины. Можно даже рассмотреть несколько репродукций,
но не переусердствуйте, иначе утратится чувство новизны и непосредственность
восприятия. Любое произведение искусства -прежде всего диалог художника со зрителем,
попытка эмоционального контакта сквозь века и эпохи. Прежде всего пытайтесь
научить ребенка чувствовать эмоциональный настрой картины. Обсуждайте и не
скрывайте восхищения (и даже преувеличивайте его), вставляйте несколько ласковых,
эмоционально окрашенных слов: «Смотри, какое удивительно синее небо! А лес
выглядит на его фоне таким ярким и праздничным! Мне так и хочется оказаться на
этой полянке!»
Обратите внимание: даже самое великолепное
полотно не найдет отклика в душе малыша, если оно не перекликается с его
повседневным опытом. Поэтому для первого знакомства лучше выбирать не батальные
сцены или придворные портреты, а картины, связанные с повседневной жизнью:
пейзажи, портреты, изображения зверей. Отличный вариант - семейные и детские
портреты, жанровые сцены.
КАК ЭТО БЫЛО ДАВНЫМ-ДАВНО
Детям
нравится слушать о тех временах, когда их еще не было. А что тогда носили? Где
спали? Во что играли дети? Об этом можно рассказать ребенку в доме-музее,
посвященном жизни и творчеству известного человека. Музеи, детально
отображающие быт той или иной эпохи, есть практически в любом городе. С этой же
целью полезно отправиться в этнографический музей или музей
декоративно-прикладного искусства. Предложите ребенку поиграть в машину
времени, как будто вы отправились в далекие-далекие времена, когда бабушкина
бабушка еще была маленькой. Вы будете старинной девочкой, а ваша дочка —
гостьей, которой вы показываете свой дом. Вспомните, какие герои прочитанных
книг могли жить в таком доме (например, Алеша из «Черной курицы», Никита из
«Детства Никиты»). Наш совет: не стоит заострять внимание на исторических и
культурных событиях эпохи, младшие школьники вряд ли смогут по-настоящему
представить, о чем идет речь. А вот узнать, как был устроен старинный дом,
какие были конюшни, печки, игрушки, как обходились люди без водопровода,
телевизора, машин и компьютеров, ему будет интересно.
ГОРОД-МУЗЕЙ
Существуют целые города-музеи: Суздаль, Ярославль,
Ростов. Но можно просто отправиться в небольшой старинный городок,
расположенный в одном-двух часах езды от вашего города, где уцелел исторический
центр. Побродите по улочкам, дайте малышу почувствовать аромат старины.
Обращайте внимание на незначительные, казалось бы, детали — именно они ярче
всего врезаются в детскую память: малыш может не заметить старинный резной
наличник, но обязательно вспомнит сидевшую на нем смешную рыжую кошку. Можно ненадолго
заглянуть в краеведческий музей. Провинциальные музеи, хранимые с огромной
любовью и заботой, таят в себе такие диковинки, каких не сыщешь и в больших
городах. Наш совет: в небольших провинциальных городках часто встречаются
небольшие частные музеи старинного быта — утюгов, чайников и всякой всячины.
Обязательно загляните в них.
КАК ЭТО УСТРОЕНО?..
Любознательным потрошителям телефонов и
будильников понравится в техническом музее. Здесь малыш сможет удовлетворить
свое любопытство и посмотреть, как устроен двигатель автомобиля, нефтеперегонный
завод и водонапорная башня. Особый интерес представляют музеи, посвященные
истории одного предмета: граммофона, часов, телефона, железной дороги,
водопровода. Если есть возможность, посещайте интерактивные музеи, в которых
ребенок сможет не только посмотреть на чудо техники, но и на практике узнать,
как оно работает. Обратите внимание: приготовьтесь к тому, что ребенок скорее
всего захочет и дома соорудить чудо-приборы. Так что придется запасаться
подходящими конструкторами, строительными материалами и книгами для юных
кулибиных.
МУЗЕЙ ПТИЦ И ЗВЕРЕЙ
Зоологические и экологические музеи заслуживают
особого внимания. Конечно, звери ведут себя тут не так резво, как в зоопарке,
зато их можно как следует рассмотреть с близкого расстояния, увидеть все
богатство и разнообразие видов. Не стоит, однако, акцентировать внимание на
том, что в музее выставлены чучела убитых животных, это будет для ребенка
слишком тяжелой травмой. На прямой вопрос можно сказать, что это копии.
Придумайте тематические экскурсии. С первоклашками отыщите всех друзей и
знакомых Винни-Пуха или зверей, которых вылечил Айболит. Во втором-третьем
классе будет интересно найти и рассмотреть всех, кто обитает в воде, от утки до
кита, или животных, использующих защитную окраску. На этот раз в одну компанию
попадут и заяц, и жираф, и тигр.
Обратите внимание: среди московских
естественнонаучных музеев выделяются Дарвиновский и Палеонтологический — там,
кроме блестящей коллекции, есть масса интерактивных уголков, где найдут себе
занятие дети любого возраста. Словом, музей — исторический или художественный,
геологический или сельскохозяйственный, музыкальный или театральный — может
стать настоящим кладезем самых разнообразных и неожиданных знаний для вас и
вашего ребенка. Главное, чтобы экскурсия не превратилась в нудный урок, пусть
лучше это будет веселая, увлекательная игра, продолжения которой вы оба будете
с нетерпением ждать.
Ася ШТЕЙН.
«Крестьянка», 2012, №11.
Комментариев нет:
Отправить комментарий