четверг, 29 ноября 2012 г.

Я поведу тебя в музей


МАМЕ НА ЗАМЕТКУ
* Старайтесь чаще бывать в интерактивных музеях, где можно не только рассматривать, но и трогать экспонаты.
* Не обещайте в награду за посещение музея лакомства и игрушки. Зато можно предложить выбрать в музее самый интересный объект и подобрать в музейном магазине подходящую книгу, фигурку, постер.
* Всегда заканчивайте «экскурсию» раньше, чем она наскучит ребенку.

Когда наступает холодный ноябрь и прогулки с детьми сокращаются до минимума, мы начинаем ломать голову: чем бы занять ребенка в выходные так, чтобы провести время с пользой, а заодно и пообщаться? Посещение музеев занимает одно из первых мест в родительском рейтинге полезных развлечений.

Однако нередко культпоход заканчивается слезами и обидами: ребенок мгновенно начинает отвлекаться. Не слушает вдохновенного рассказа экскурсовода или родителей, канючит, требуя купить всякую ерунду в музейном магазинчике, а то и вовсе начинает носиться по музейным залам, вызывая у вас горячее желание сделать вид, что вы не имеете к нему ни малейшего отношения. А все потому, что родители, как правило, плохо представляют себе, что именно можно и чего ни в коем случае не стоит делать с ребенком в музее. Чтобы выходной прошел без разочарований и взаимных упреков, стоит запомнить несколько несложных правил.
ТЕХНИКА МУЗЕЙНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
He ходите с ребенком в музей слишком часто. В идеале — раз в полтора-два меся­ца, если, конечно, малыш сам не попросит делать это чаще.
Выбирайте музеи, тематика которых пересекается со сферой интересов ребенка. Зачем идти, к примеру, в политехнический музей, если вы точно знаете, что дочка равнодушна к технике? Осматривайте экспонаты в том темпе, который комфортен ребенку: одни дети способны часами рассматривать какой-то объект, а другие, как вам кажется, едва взглянув на него, торопятся дальше. Сделайте ребенка активным участником экскурсии: попросите его придумать историю по выставленным картинам или другим объектам, найти и зарисовать или сфотографировать те или иные экспонаты (например, всех живых существ с крыльями; все, что плавает; все, что начинается на букву «р» и т. д.) Никогда не навязывайте своего мнения об увиденном: сын или дочка имеют полное право не любить живопись итальянского Ренессанса, не восхищаться устройством телефона и оставаться равнодушным к народным промыслам.
КАКОЙ ПОРТРЕТ, Какой пейзаж...
Даже если вы уже бывали в картинной галерее, прежде чем отправиться туда вновь, стоит освежить в памяти ребенка, кто такие художники, какие бывают картины. Можно даже рассмотреть несколько репродукций, но не переусердствуйте, иначе утратится чувство новизны и непосредственность восприятия. Любое произведение искусства -прежде всего диалог художника со зрителем, попытка эмоционального контакта сквозь века и эпохи. Прежде всего пытайтесь научить ребенка чувствовать эмоцио­нальный настрой картины. Обсуждайте и не скрывайте восхищения (и даже преувеличивайте его), вставляйте несколько ласковых, эмоционально окрашенных слов: «Смотри, какое удивительно синее небо! А лес выглядит на его фоне таким ярким и праздничным! Мне так и хочется оказаться на этой полянке!»
Обратите внимание: даже самое великолепное полотно не найдет отклика в душе малыша, если оно не перекликается с его повседневным опытом. Поэтому для первого знакомства лучше выбирать не батальные сцены или придворные портреты, а картины, связанные с повседневной жизнью: пейзажи, портреты, изображения зверей. Отличный вариант - семейные и детские портреты, жанровые сцены.
КАК ЭТО БЫЛО ДАВНЫМ-ДАВНО
 Детям нравится слушать о тех временах, когда их еще не было. А что тогда носи­ли? Где спали? Во что играли дети? Об этом можно рассказать ребенку в доме-музее, посвященном жизни и творчеству известного человека. Музеи, детально отображающие быт той или иной эпохи, есть практически в любом городе. С этой же целью полезно отправиться в этнографический музей или музей декоративно-прикладного искусства. Предложите ребенку поиграть в машину времени, как будто вы отправились в далекие-далекие времена, когда бабушкина бабушка еще была маленькой. Вы будете старинной девочкой, а ваша дочка — гостьей, которой вы показываете свой дом. Вспомните, какие герои прочитанных книг могли жить в таком доме (например, Алеша из «Черной курицы», Никита из «Детства Никиты»). Наш совет: не стоит заострять внимание на исторических и культурных событиях эпохи, младшие школьники вряд ли смогут по-настоящему представить, о чем идет речь. А вот узнать, как был устроен старинный дом, какие были конюшни, печки, игрушки, как обходились люди без водопровода, телевизора, машин и компьютеров, ему будет интересно.
ГОРОД-МУЗЕЙ
Существуют целые города-музеи: Суздаль, Ярославль, Ростов. Но можно просто отправиться в небольшой старинный городок, расположенный в одном-двух часах езды от вашего города, где уцелел исторический центр. Побродите по улочкам, дайте малышу почувствовать аромат старины. Обращайте внимание на незначительные, казалось бы, детали — именно они ярче всего врезаются в детскую память: малыш может не заметить старинный резной наличник, но обязательно вспомнит сидевшую на нем смешную рыжую кошку. Можно ненадолго заглянуть в краеведческий музей. Провинциальные музеи, хранимые с огромной любовью и заботой, таят в себе такие диковинки, каких не сыщешь и в больших городах. Наш совет: в небольших провинциальных городках часто встречаются небольшие частные музеи старинного быта — утюгов, чайников и всякой всячины. Обязательно загляните в них.
КАК ЭТО УСТРОЕНО?..
Любознательным потрошителям телефонов и будильников понравится в техниче­ском музее. Здесь малыш сможет удовлетворить свое любопытство и посмотреть, как устроен двигатель автомобиля, нефтеперегонный завод и водонапорная башня. Особый интерес представляют музеи, посвященные истории одного предмета: граммофона, часов, телефона, железной дороги, водопровода. Если есть возможность, посещайте интерактив­ные музеи, в которых ребенок сможет не только посмотреть на чудо техники, но и на практике узнать, как оно работает. Обратите внимание: приготовьтесь к тому, что ребенок скорее всего захочет и дома соорудить чудо-приборы. Так что придется запасаться подходящими конструкторами, строительными материалами и книгами для юных кулибиных.
МУЗЕЙ ПТИЦ И ЗВЕРЕЙ
Зоологические и экологические музеи заслуживают особого внимания. Конечно, звери ведут себя тут не так резво, как в зоопарке, зато их можно как следует рассмотреть с близкого расстояния, увидеть все богатство и разнообразие видов. Не стоит, однако, акцентировать внимание на том, что в музее выставлены чучела убитых животных, это будет для ребенка слишком тяжелой травмой. На прямой вопрос можно сказать, что это копии. Придумайте тематические экскурсии. С первоклашками отыщите всех друзей и знакомых Винни-Пуха или зверей, которых вылечил Айболит. Во втором-третьем классе будет интересно найти и рассмотреть всех, кто обитает в воде, от утки до кита, или животных, использующих защитную окраску. На этот раз в одну компанию попадут и заяц, и жираф, и тигр.
Обратите внимание: среди московских естественнонаучных музеев выделяются Дарвиновский и Палеонтологический — там, кроме блестящей коллекции, есть масса интерактивных уголков, где найдут себе занятие дети любого возраста. Словом, музей — исторический или художественный, геологический или сельскохозяйственный, музыкальный или театральный — может стать настоящим кладезем самых разнообразных и нео­жиданных знаний для вас и вашего ребенка. Главное, чтобы экскурсия не пре­вратилась в нудный урок, пусть лучше это будет веселая, увлекательная игра, продолжения которой вы оба будете с нетерпением ждать.
Ася ШТЕЙН.
«Крестьянка», 2012, №11.

Комментариев нет:

Отправить комментарий