Сусанна Михайловна Георгиевская
(23.05.1916 –27.11.
1974)
В официальной биографии Сусанны Михайловны
утверждается, что она родилась в 1916 году, в 1930 году переехала в Ленинград.
Окончила, по разным данным, ЛГУ, ЛИФЛИ
или Институт иностранных языков. Работала гидом в ленинградском «Интуристе».
Печатается с 1936 (очерки в журнале «Вокруг света»). В 1941 добровольно ушла на
фронт. Ее зачислили матросом на Северный флот. В следующем году ей было
присвоено офицерское звание. Когда боевые действия на севере окончились, Георгиевская
по собственной настойчивой просьбе была переведена в Днепровскую флотилию,
участвовавшую во взятии Берлина. Сусанна Михайловна Писательница удостоена двух
наград: медали «За отвагу» и ордена Отечественной войны 2-й степени.
Сусанна Михайловна отправилась на фронт,
на передовую в самом начале войны. Она занималась агитацией — вела передачи на
немецкие окопы (для этого были предусмотрены специальные громкоговорители).
Накопив впечатлений и тем и выпустив ряд книг, она стала очень известной — и у
читателей, и в литературном кругу. У нее было свое писательское лицо.
К началу своего литературного пути она
успела побывать актрисой в Интернациональном театре, переводчицей среди
иностранных рабочих на заводе «Электроаппарат», журналисткой в газете «Пионерская
правда». Она приходила в соприкосновение с людьми разных судеб, профессий,
национальностей: вот откуда в ее первых рассказах португалец и негр, рабочий и
художник.
Произведения Сусанны Михайловны
Георгиевской стали появляться в печати незадолго до войны. Первым, в 1939 году,
в ленинградском журнале «Чиж» был напечатан рассказ «Петрушка». В 1940 году
наряду с детскими стали появляться рассказы Георгиевской и для взрослых; она,
кроме «Чижа», начала сотрудничать в журналах «Ленинград» и «Литературный
современник». Для взрослых были написаны «Ошибка», «Соседка», «Дядя Рувим», «Подруги»,
«Клара», «Томи Сноур»; для маленьких – «Лягушка», «Каменщик», «Как я бабочку
ловила». А в следующем году рассказов для малышей Георгиевская уже не писала;
напечатаны были всего лишь два ее рассказа, и оба для взрослых: «Песня о трех
барабанщиках» в журнале «30 дней» и «Рождение дружбы» в журнале «Ленинград».
Толчком для перелома в творчестве
Георгиевской оказалась война. Война наполнила ее произведения новым содержанием.
Послевоенные повести Георгиевской - это
литература, адресованная не детям, а, скорее, взрослым о детях. В них с
удивительной ясностью раскрывается внутренний мир ребёнка, подростка, полные
мучительных противоречий отношения с взрослыми. Разные по темам, времени
действия и возрасту героев, они объединены гуманизмом.
Сусанна Михайловна говорила: «…мне
подарен прожектор. Он высвечивает лучшее в человеке. Даже то, чего он о себе не
знает. Но я-то знаю. Я знаю!»
Немецкий литературный критик Вольфганг
Казак так говорил о Сусанне Георгиевской: «Стиль Георгиевской отличается
своеобразной сжатостью, автор часто ограничивается главными предложениями,
повествование строится как чередование эпизодов».
Комментариев нет:
Отправить комментарий