воскресенье, 22 мая 2016 г.

Сусанна Михайловна Георгиевская. К 100-летию писательницы.

Сусанна Михайловна Георгиевская

(23.05.1916 –27.11. 1974)
В официальной биографии Сусанны Михайловны утверждается, что она родилась в 1916 году, в 1930 году переехала в Ленинград.
Окончила, по разным данным, ЛГУ, ЛИФЛИ или Институт иностранных языков. Работала гидом в ленинградском «Интуристе». Печатается с 1936 (очерки в журнале «Вокруг света»). В 1941 добровольно ушла на фронт. Ее зачислили матросом на Северный флот. В следующем году ей было присвоено офицерское звание. Когда боевые действия на севере окончились, Георгиевская по собственной настойчивой просьбе была переведена в Днепровскую флотилию, участвовавшую во взятии Берлина. Сусанна Михайловна Писательница удостоена двух наград: медали «За отвагу» и ордена Отечественной войны 2-й степени.
Сусанна Михайловна отправилась на фронт, на передовую в самом начале войны. Она занималась агитацией — вела передачи на немецкие окопы (для этого были предусмотрены специальные громкоговорители). Накопив впечатлений и тем и выпустив ряд книг, она стала очень известной — и у читателей, и в литературном кругу. У нее было свое писательское лицо.
К началу своего литературного пути она успела побывать актрисой в Интернациональном театре, переводчицей среди иностранных рабочих на заводе «Электроаппарат», журналисткой в газете «Пионерская правда». Она приходила в соприкосновение с людьми разных судеб, профессий, национальностей: вот откуда в ее первых рассказах португалец и негр, рабочий и художник.
Произведения Сусанны Михайловны Георгиевской стали появляться в печати незадолго до войны. Первым, в 1939 году, в ленинградском журнале «Чиж» был напечатан рассказ «Петрушка». В 1940 году наряду с детскими стали появляться рассказы Георгиевской и для взрослых; она, кроме «Чижа», начала сотрудничать в журналах «Ленинград» и «Литературный современник». Для взрослых были написаны «Ошибка», «Соседка», «Дядя Рувим», «Подруги», «Клара», «Томи Сноур»; для маленьких – «Лягушка», «Каменщик», «Как я бабочку ловила». А в следующем году рассказов для малышей Георгиевская уже не писала; напечатаны были всего лишь два ее рассказа, и оба для взрослых: «Песня о трех барабанщиках» в журнале «30 дней» и «Рождение дружбы» в журнале «Ленинград».
Толчком для перелома в творчестве Георгиевской оказалась война. Война наполнила ее произведения новым содержанием.
Послевоенные повести Георгиевской - это литература, адресованная не детям, а, скорее, взрослым о детях. В них с удивительной ясностью раскрывается внутренний мир ребёнка, подростка, полные мучительных противоречий отношения с взрослыми. Разные по темам, времени действия и возрасту героев, они объединены гуманизмом.
Сусанна Михайловна говорила: «…мне подарен прожектор. Он высвечивает лучшее в человеке. Даже то, чего он о себе не знает. Но я-то знаю. Я знаю!»
Немецкий литературный критик Вольфганг Казак так говорил о Сусанне Георгиевской: «Стиль Георгиевской отличается своеобразной сжатостью, автор часто ограничивается главными предложениями, повествование строится как чередование эпизодов».

Комментариев нет:

Отправить комментарий