"Мир — каменный карьер, из которого писатель должен высечь
блоки для своего здания."
"Справедливость карает зло, надежда хочет его исправить, а
любовь не замечает."
Ф. Дюрренматт
Фридрих
Дюрренматт (Friedrich Durrenmatt) (05.01.1921 - 14.12.1990), швейцарский драматург, прозаик и публицист. Лауреат многих
литературных международных и национальных премий, в том числе - Мольеровской (1957),
Шиллеровской (1959), австрийской Государственной премии за европейскую литературу
(середина 1980-х годов) и др.
Родился 5 января 1921 года в швейцарской деревне Конольфинген в кантоне Берн. Его дед был членом Национального
совета, однако, несмотря на свои консервативные взгляды, писал довольно известные
сатирические стихи, обличавшие государственный бюрократизм. Отец был сельским протестантским
пастором. Строгое воспитание и социальное положение отца обособили будущего писателя
от общества сверстников. Возможно, вынужденная замкнутость мальчика обусловила его
увлечение: уже в детстве он начал рисовать. Страсть к изобразительному искусству
сопровождало его всю жизнь: он делал иллюстрации к своим пьесам, эскизы к их постановкам.
В 1970-1980-х годах его живописные и графические работы экспонировались на художественных
выставках в Невшателе и Цюрихе.
|
В 1935 году семья переехала
в Берн. Там Фридрих поступил сначала в Свободную гимназию, позже перешел в Гумбольдтианум,
который закончил в 1941 году. Протестантское воспитание оказало влияние на формирование
личности будущего писателя, однако оно проходило скорее "от противного",
в конфликте со строгими требованиями аскетизма и дисциплины. Гимназические "успехи"
и поведение Дюрренматта вызывали множество нареканий его преподавателей, и годы
учебы в гимназии писатель впоследствии считал "самым неприятным временем"
свой жизни.
В 1941 году поступил в Цюрихский
университет, где начал изучать философию, естествознание и германистику, но после
первого же семестра перевелся в университет Берна. Особенный интерес у него вызывали
работы С. Кьеркегора и французских экзистенциалистов - их идеи нашли свое отражение
в последующем творчестве Дюрренматта. Однако попытка получения классического образования
оказалась неудачной: в 1943 году он оставляет университет и посвящает себя литературе.
Этот поступок в значительной степени обособливает Дюрренматта от большинства известных
драматургов 20 века: как правило, стремление к анализу насущных проблем бытия обусловливалось
интенсивной интеллектуальной юношеской жизнью в университетской среде (Беккет, Ионеско
и др.).
К 1945-1946 годам написана
первая пьеса "Ибо сказано", которая была поставлена в 1947 году. Особенного
успеха постановка не имела, однако привнесла кардинальное изменение в его жизнь:
Дюрренматт женился на актрисе Лотти Гайсслер, и молодая семья переехала в Лигерц
на озере Билер. Он стал главой семьи (у них было пять детей), и материальные вопросы
приобрели для него огромное значение. Именно потому в те годы Дюрренматт пишет не
только пьесы ("Слепой", 1948; "Ромул Великий", 1949), но и детективы,
которые публикуются с продолжением в газете "Швайцер беобахтер", а также
заключает договор с немецкими радиостанциями на несколько радиопьес. Пьесы для радио
стали для него совершенно отдельным жанром, что в истории мировой драматургии является
исключительным случаем.
Спектакль "Ромул Великий" в Театре для детей и молодежи, г. Вологда |
"Визит старой дамы". Минский "Национальный академический драматический театр им. М. Горького" |
Из других пьес наиболее известны
"Ангел приходит в Вавилон" (1953), "Физики" (1962), "Играем
Стринберга" (1970).
Творческое наследие Дюрренматта
весьма объемно: он автор 23 пьес, многочисленных романов, новелл, рассказов, радиопьес,
эссе. Среди них - сборник рассказов "Город" (1952), детективные произведения
"Судья и его палач" (1952), "Подозрение" (1953), "Обещание"
(1958), "Правосудие" (1985); повести "Грек ищет гречанку" (1955),
"Авария" (1956), "Поручение" (1988), сборник статей "Проблемы
театра" (1955), публицистические произведения "Записки из Америки"
(1970), "Я ставлю себя позади Израиля" (1973), "Соответствия"
(1976). В 1990 году, в период общественного переустройства стран социалистического
лагеря, широкую известность получили две речи Дюрренматта, адресованные В. Гавелу
и М. Горбачеву.
Скончался Фридрих Дюрренматт
14 декабря 1990 года, в Невшателе, менее чем за месяц до своего 70-летнего юбилея.
Татьяна Шабалина Энциклопедия "Кругосвет"
*«Это случилось при свете дня» — режиссёр Ладислав Вайда, 1958.
В лесу, поблизости от дороги,
была найдена убитая девочка. Полиция в растерянности, два похожих убийства, произошедших
несколько лет назад, так и остались нераскрытыми. Уличный торговец Жакье сразу
попадает под подозрение, несмотря на то, что это именно он указал полиции на местонахождение
тела девочки. Но комиссар Маттей уверен в его невиновности. Он поклялся родителям
убитой Гритли, что найдет убийцу. «Это
случилось при свете дня» был переработан Дюрренматтом в роман «Обещание».
* «Последнее дело комиссара Берлаха»- режиссер Василий Левин, 1972.
По мотивам повести швейцарского
писателя Ф. Дюрренмата «Подозрение». Последние месяцы жизни комиссара полиции Берлаха
посвящены розыску военного преступника, нацистского врача-изувера Эменбергера. Скрываясь
под чужим именем, он и в мирные дни продолжает ставить жестокие опыты на людях.
Смертельно больному Берлаху удается разоблачить преступника и сломить его, заставив
сознаться в содеянном
* «Авария» - режиссер Витаутас Жалакявичус, 1975.
У солидного служащего крупной
фирмы в дороге ломается машина. Вызвана ремонтная бригада, но доедет до места она
не скоро. Нужно как-то скоротать время. Неподалеку от шоссе есть дом, а в нем несколько
стариков. Они предлагают сыграть в игру. Путешественник будет обвиняемым в убийстве,
а хозяева исполнят роли судей, адвоката и даже палача…
* «Судья и его палач» — режиссёр Максимилиан Шелл, 1975.
1948 год. Двое молодых людей,
прожигающих жизнь в Стамбуле, от нечего делать заключают пари на убийство их общей
знакомой. Убийство происходит в людном месте, средь бела дня, но вину убийцы доказать
не удается. Тридцать лет спустя обнаруженный в ущелье Тваннбах труп полицейского
сведет двух злейших врагов — один из них стал полицейским комиссаром, другой преступником
номер один — к последней схватке.
* «Физики» — режиссёр Олег Рябоконь, 1988.
В санатории под поэтическим
названием «Вишневый сад» совершаются три убийства. Но инспектору полиции не приходится
долго ломать голову в поисках убийц — ему известно практически все: кто, когда и
как убит, кто убийцы, только вот причины…
* «Визит дамы» — режиссёр Михаил Козаков, 1989.
Фильм по мотивам пьесы Ф.
Дюрренматта «Визит старой дамы». История миллионерши, приехавшей через много лет
к себе на родину, в маленький провинциальный городок, дает повод для острого сатирического
обличения многочисленных пороков современного общества.
* «Обещание» — режиссёр Шон Пенн, 2001.
Детектив отдела по расследованию
убийств Джерри Блэк выходит на пенсию. Последний рабочий день Джерри заканчивается
прощальной вечеринкой, где коллеги вручают виновнику торжества билет на самолет
в Мексику, где Блэк давно мечтал порыбачить. В это же самое время в горах находят
изуродованный труп восьмилетней девочки. Выход на пенсию откладывается, как, впрочем,
и поездка в Мексику: Джерри выезжает на место преступления. И именно старый детектив
берет на себя тяжелое бремя сообщить родителям о том, что их ребенка безжалостно
убили. Мать девочки требует от Блэка обещание, что он обязательно найдет убийцу.
И Джерри дает это обещание, еще не представляя, что оно навсегда изменит его жизнь…
Комментариев нет:
Отправить комментарий