четверг, 14 января 2016 г.

Фридрих Дюрренматт. К 95-летию со дня рождения драматурга и писателя.

"Мир — каменный карьер, из которого писатель должен высечь блоки для своего здания."

"Справедливость карает зло, надежда хочет его исправить, а любовь не замечает."
Ф. Дюрренматт
Фридрих Дюрренматт (Friedrich Durrenmatt) (05.01.1921 - 14.12.1990), швейцарский драматург, прозаик и публицист. Лауреат многих литературных международных и национальных премий, в том числе - Мольеровской (1957), Шиллеровской (1959), австрийской Государственной премии за европейскую литературу (середина 1980-х годов) и др.
Родился 5 января 1921 года в швейцарской деревне Конольфинген в кантоне Берн. Его дед был членом Национального совета, однако, несмотря на свои консервативные взгляды, писал довольно известные сатирические стихи, обличавшие государственный бюрократизм. Отец был сельским протестантским пастором. Строгое воспитание и социальное положение отца обособили будущего писателя от общества сверстников. Возможно, вынужденная замкнутость мальчика обусловила его увлечение: уже в детстве он начал рисовать. Страсть к изобразительному искусству сопровождало его всю жизнь: он делал иллюстрации к своим пьесам, эскизы к их постановкам. В 1970-1980-х годах его живописные и графические работы экспонировались на художественных выставках в Невшателе и Цюрихе.

Автопортрет. 1982 г.


Ф. Дюрренматт. Разгневанные кентавры. 1979 г.

 
Ф. Дюрренматт. Минотавр. 1984 г.
В 1935 году семья переехала в Берн. Там Фридрих поступил сначала в Свободную гимназию, позже перешел в Гумбольдтианум, который закончил в 1941 году. Протестантское воспитание оказало влияние на формирование личности будущего писателя, однако оно проходило скорее "от противного", в конфликте со строгими требованиями аскетизма и дисциплины. Гимназические "успехи" и поведение Дюрренматта вызывали множество нареканий его преподавателей, и годы учебы в гимназии писатель впоследствии считал "самым неприятным временем" свой жизни.
В 1941 году поступил в Цюрихский университет, где начал изучать философию, естествознание и германистику, но после первого же семестра перевелся в университет Берна. Особенный интерес у него вызывали работы С. Кьеркегора и французских экзистенциалистов - их идеи нашли свое отражение в последующем творчестве Дюрренматта. Однако попытка получения классического образования оказалась неудачной: в 1943 году он оставляет университет и посвящает себя литературе. Этот поступок в значительной степени обособливает Дюрренматта от большинства известных драматургов 20 века: как правило, стремление к анализу насущных проблем бытия обусловливалось интенсивной интеллектуальной юношеской жизнью в университетской среде (Беккет, Ионеско и др.).
К 1945-1946 годам написана первая пьеса "Ибо сказано", которая была поставлена в 1947 году. Особенного успеха постановка не имела, однако привнесла кардинальное изменение в его жизнь: Дюрренматт женился на актрисе Лотти Гайсслер, и молодая семья переехала в Лигерц на озере Билер. Он стал главой семьи (у них было пять детей), и материальные вопросы приобрели для него огромное значение. Именно потому в те годы Дюрренматт пишет не только пьесы ("Слепой", 1948; "Ромул Великий", 1949), но и детективы, которые публикуются с продолжением в газете "Швайцер беобахтер", а также заключает договор с немецкими радиостанциями на несколько радиопьес. Пьесы для радио стали для него совершенно отдельным жанром, что в истории мировой драматургии является исключительным случаем.
Спектакль "Ромул Великий"
в Театре для детей и молодежи, г. Вологда
Первый творческий и коммерческий успех принесла ему пьеса "Ромул Великий". В 1950 году этот успех был подкреплен постановкой следующей пьесы - "Брак господина Миссисипи", после которой автор был признан драматургом национального масштаба. К этому времени сформировалась основная проблематика его пьес: утрата духовных корней, трагическое бессилие человека, противостоящего хаотичному и жестокому миру. Однако Дюрренматт считал, что время трагедии прошло, и что комедия осталась единственной сценической формой, способной отразить трагизм современной жизни. Трагическое мироощущение драматург передает через комическое несоответствие; его главным эстетическим приемом становится гротеск, сводящий воедино несочетаемые цели и средства, ситуации и характеры, проблемы и способы их решения. Так ведущим эстетическим направлением его драматургии становится жанр трагикомедии. В творчестве Дюрренматта ощущается влияние Брехта, однако действие его пьес перенесено из политической и социальной сферы в область морали, нравственности, духовной жизни. Основными темами драматурга становятся предательство, вина, наказание, верность, свобода и справедливость.
"Визит старой дамы".
Минский "Национальный академический
драматический театр им. М. Горького" 
Именно эта проблематика легла в основу пьесы, принесшей Дюрренматту мировую известность - "Визит старой дамы" (1957). Кроме славы, пьеса приносит автору и долгожданное материальное благополучие. В 1960-е годы он находится в расцвете своей литературной и театральной славы, одна за другой следуют престижные премии, драматург получает возможность путешествовать, заниматься общественной деятельностью.
Из других пьес наиболее известны "Ангел приходит в Вавилон" (1953), "Физики" (1962), "Играем Стринберга" (1970).
Творческое наследие Дюрренматта весьма объемно: он автор 23 пьес, многочисленных романов, новелл, рассказов, радиопьес, эссе. Среди них - сборник рассказов "Город" (1952), детективные произведения "Судья и его палач" (1952), "Подозрение" (1953), "Обещание" (1958), "Правосудие" (1985); повести "Грек ищет гречанку" (1955), "Авария" (1956), "Поручение" (1988), сборник статей "Проблемы театра" (1955), публицистические произведения "Записки из Америки" (1970), "Я ставлю себя позади Израиля" (1973), "Соответствия" (1976). В 1990 году, в период общественного переустройства стран социалистического лагеря, широкую известность получили две речи Дюрренматта, адресованные В. Гавелу и М. Горбачеву.
Скончался Фридрих Дюрренматт 14 декабря 1990 года, в Невшателе, менее чем за месяц до своего 70-летнего юбилея.
Татьяна Шабалина Энциклопедия "Кругосвет"



Экранизации произведений Ф. Дюрренматта
*«Это случилось при свете дня» — режиссёр Ладислав Вайда, 1958.
В лесу, поблизости от дороги, была найдена убитая девочка. Полиция в растерянности, два похожих убийства, произошедших несколько лет назад, так и остались нераскрытыми. Уличный торговец Жакье сразу попадает под подозрение, несмотря на то, что это именно он указал полиции на местонахождение тела девочки. Но комиссар Маттей уверен в его невиновности. Он поклялся родителям убитой Гритли, что найдет убийцу.  «Это случилось при свете дня» был переработан Дюрренматтом в роман «Обещание».
* «Последнее дело комиссара Берлаха»- режиссер Василий Левин, 1972.
По мотивам повести швейцарского писателя Ф. Дюрренмата «Подозрение». Последние месяцы жизни комиссара полиции Берлаха посвящены розыску военного преступника, нацистского врача-изувера Эменбергера. Скрываясь под чужим именем, он и в мирные дни продолжает ставить жестокие опыты на людях. Смертельно больному Берлаху удается разоблачить преступника и сломить его, заставив сознаться в содеянном
* «Авария» - режиссер Витаутас Жалакявичус, 1975.
У солидного служащего крупной фирмы в дороге ломается машина. Вызвана ремонтная бригада, но доедет до места она не скоро. Нужно как-то скоротать время. Неподалеку от шоссе есть дом, а в нем несколько стариков. Они предлагают сыграть в игру. Путешественник будет обвиняемым в убийстве, а хозяева исполнят роли судей, адвоката и даже палача…
* «Судья и его палач» — режиссёр Максимилиан Шелл, 1975.
1948 год. Двое молодых людей, прожигающих жизнь в Стамбуле, от нечего делать заключают пари на убийство их общей знакомой. Убийство происходит в людном месте, средь бела дня, но вину убийцы доказать не удается. Тридцать лет спустя обнаруженный в ущелье Тваннбах труп полицейского сведет двух злейших врагов — один из них стал полицейским комиссаром, другой преступником номер один — к последней схватке.
* «Физики» — режиссёр Олег Рябоконь, 1988.
В санатории под поэтическим названием «Вишневый сад» совершаются три убийства. Но инспектору полиции не приходится долго ломать голову в поисках убийц — ему известно практически все: кто, когда и как убит, кто убийцы, только вот причины…
* «Визит дамы» — режиссёр Михаил Козаков, 1989.
Фильм по мотивам пьесы Ф. Дюрренматта «Визит старой дамы». История миллионерши, приехавшей через много лет к себе на родину, в маленький провинциальный городок, дает повод для острого сатирического обличения многочисленных пороков современного общества.
* «Обещание» — режиссёр Шон Пенн, 2001.
Детектив отдела по расследованию убийств Джерри Блэк выходит на пенсию. Последний рабочий день Джерри заканчивается прощальной вечеринкой, где коллеги вручают виновнику торжества билет на самолет в Мексику, где Блэк давно мечтал порыбачить. В это же самое время в горах находят изуродованный труп восьмилетней девочки. Выход на пенсию откладывается, как, впрочем, и поездка в Мексику: Джерри выезжает на место преступления. И именно старый детектив берет на себя тяжелое бремя сообщить родителям о том, что их ребенка безжалостно убили. Мать девочки требует от Блэка обещание, что он обязательно найдет убийцу. И Джерри дает это обещание, еще не представляя, что оно навсегда изменит его жизнь…

Комментариев нет:

Отправить комментарий