13
января 2016 года исполнилось 85 лет со дня рождения известного писателя, сценариста
и драматурга Аркадия Александровича Вайнера, одного из самых известных мастеров
детективного жанра советской эпохи. Вместе с братом - Георгием Александровичем
Вайнером - он написал множество детективных произведений, сюжеты которых зачастую
были взяты из собственной криминалистической практики.
Аркадий
Александрович, закончив юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, работал
следователем в милиции, затем – начальником следственного отдела Московского
Уголовного Розыска. За отличную службу получил около 40 наград. В конце 1960-х
гг. ушёл из милиции в звании капитана.
Писатели Георгий и Аркадий (справа) Вайнеры, 1977 год |
Аркадий
Вайнер был главным в литературном тандеме, хотя братьев Вайнеров невозможно
было представить пишущими по отдельности. Их первый совместный роман «Часы для
мистера Келли» вышел в 1967 г. Что интересно, эту первую пробу пера братья
отнесли сразу в два журнала: «Советская милиция и «Наш современник». К
изумлению писателей-новичков, оба журнала приняли текст к публикации, сократив
ее ровно вдвое. Удивительным было то, что сокращенное в одном журнале было опубликовано
в другом и, соответственно, наоборот.
Одно из первых изданий романа братьев Вайнеров
«Эра милосердия», 1976 год
|
По
романам братьев Вайнеров снято множество фильмов. Среди них: «Визит к минотавру»,
«Лекарство против страха», «Я – следователь». Но самым любимым для многих
поколений по-прежнему остается «Место встречи изменить нельзя».
Исполнитель
главной роли Глеба Жеглова, поэт и актер Владимир Высоцкий, в свое время написал
такое «посвящение» братьям:
Извини — я
иду по Аркаде:
МУР и «зря
ты душою кривишь» -
Кончен ты!
В этом месте, малыш,
В сорок
пятом работал Аркадий.
Не сочтите
за лесть предложенье моё,
Не сочтите
его и капризом,
Что скупиться,
ведь тут юбилей, ё-моё! —
Всё,
братьями моими содеянное
Предлагаю
назвать «вайнеризмом»!.
Аркадий
Вайнер писал театральные пьесы, сценарии для кино и телевидения. Он был
лауреатом премий Союза писателей и МВД СССР. «За свою жизнь я контактировал с
тысячами преступников и с полной ответственностью заявляю: счастливых людей
среди них нет», - признавался в одном из интервью писатель.
Аркадий
Вайнер не считал кого-либо из писателей своим учителем или кумиром.
Единственное исключение он делал для Александра Сергеевича Пушкина, который, по
его мнению, «вообще неземного происхождения». Среди писателей-детективщиков
отмечал Акунина, Пронина, Корецкого. К современным детективным «женским» романам
Вайнер, по его признанию, относился «довольно глухо».
Аркадий Вайнер с дочерью Натальей Дарьяловой
|
Писатель
упоминал, что детективный жанр существует в литературе еще со времен Библии.
«Уже там детективные сюжеты разворачиваются полным ходом. Когда Каин убил
Авеля, Ева перехитрила Адама, и так далее. Потом на протяжении истории человечества
к этой теме неоднократно возвращались. Тот же Эсхил обожал детективы, а потом
Шекспир, Достоевский, Лев Николаевич Толстой тоже не брезговал».
Аркадий
Александрович умер 24 апреля 2005 года, похоронен в Москве.
Цитаты из произведений
**
«У меня мозг болит, как будто я выжал его рукой…» («Ощупью в полдень», 1968)
**
«Я тебе точно говорю: в человеке самое главное — чтобы он был человечным…» («Эра
милосердия», 1976 год)
**
«Неуживчивым нигде медом не намазано…» («Часы
для мистера Келли», 1970 год)
**
«Не торопись судить — очевидное обманчиво. Мы узнаем себя и мир через боль рухнувших
иллюзий, досаду понятых ошибок, трудное терпение думать об одном и том же…» («Завещание Колумба», 1991 год)
**
«Я твердо знаю, что люди действительно рождаются для лучшего. Но в долгих жизненных
лабиринтах где-то происходит незаметный поворот, и человек становится могильщиком,
или палачом, или ассенизатором. А почему? Ведь ни один ребенок не планирует
стать палачом, скажи об этом любому мальчишке — он просто обидится. И сколько
бы мне ни объясняли, что любой труд почетен, я никогда не поверю, будто рыть
могилы или вывозить дрянь — самое обыкновенное занятие. Конечно, сразу ткнут в
меня десятком укоризненных пальцев: а кто же должен заниматься этим? Да не знаю
я; машины, наверное…» («Двое среди
людей», 1990 год)
**
«Когда ты был слеп, я был твоим поводырем в краях неведомого. Теперь ты прозрел,
и моя спина загораживает тебе солнце…» («Визит
к Минотавру», 1972 год)
**
«Чтобы разбогатеть, надо всегда помнить о трех вещах. Первое — бережливость. Второе
— бережливость к сбереженному. Третье — бережливость к бережливо сбереженному.
Вот и все» («Лекарство для Несмеяны»,
1978 год)
**
«Я думаю, что говорить «я люблю людей» так же пошло и глупо, как заявить, что
«я умный и бескорыстный человек». Люди не вырезка с грибами, и любить их — ежедневный
труд души, страдание и служение им. А не кокетливая болтовня!» («Завещание Колумба», 1991 год)
**
«Добро должно быть могущественным, ибо слабосильное добро порождает зло» («Визит к Минотавру», 1972 год)
**
«Главное — первый шаг. Вроде как с вышки первый раз в воду прыгнуть. Страшно,
руки-ноги дрожат, но ты уже взобрался на вышку, все смотрят, и не прыгнуть нельзя.
Позор до смерти. Сердце замирает, совсем останавливается, в ушах — шум какой-то,
но ты заставляешь непослушные ноги оттолкнуться от настила и летишь вниз, в пропасть…
Надо заставить себя сделать этот один-единственный шаг» («Двое среди людей», 1990 год)
**
«Нехорошо делать людей свидетелями твоих слез — они от этого чувствуют себя виновато-несчастными»
(«Петля и камень в зеленой траве», 1991
год)
**
«…Старость — это разобранная новогодняя елка. Исчез аромат хвои, падают желтые
иголки, лысые веточки торчат, обрывки серебра. И я бы поверил, что праздник
жизни кончился, но всегда вдруг находишь одну — единственную забытую игрушку -—
и она сулит надежду, что пусть хоть через год, но радость придет снова…» («Завещание Колумба», 1991 год)
Комментариев нет:
Отправить комментарий