пятница, 15 января 2016 г.

Мэтр детективного жанра. К 85-летию со дня рождения Аркадия Вайнера

13 января 2016 года исполнилось 85 лет со дня рождения известного писателя, сценариста и драматурга Аркадия Александровича Вайнера, одного из самых известных мастеров детективного жанра советской эпохи. Вместе с братом - Георгием Александровичем Вайнером - он написал множество детективных произведений, сюжеты которых зачастую были взяты из собственной криминалистической практики.
Аркадий Александрович, закончив юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, работал следователем в милиции, затем – начальником следственного отдела Московского Уголовного Розыска. За отличную службу получил около 40 наград. В конце 1960-х гг. ушёл из милиции в звании капитана.

Писатели Георгий и Аркадий (справа) Вайнеры, 1977 год
Аркадий Вайнер был главным в литературном тандеме, хотя братьев Вайнеров невозможно было представить пишущими по отдельности. Их первый совместный роман «Часы для мистера Келли» вышел в 1967 г. Что интересно, эту первую пробу пера братья отнесли сразу в два журнала: «Советская милиция и «Наш современник». К изумлению писателей-новичков, оба журнала приняли текст к публикации, сократив ее ровно вдвое. Удивительным было то, что сокращенное в одном журнале было опубликовано в другом и, соответственно, наоборот.

Одно из первых изданий романа братьев Вайнеров
 «Эра милосердия», 1976 год
Книги братьев Вайнеров вышли в 40 странах общим тиражом около 300 млн. экземпляров. Наиболее известные произведения писателей - «Ощупью в полдень» (1968), «Лекарство против страха», «Гонки по вертикали», «Визит к Минотавру» (1972), «Эра милосердия» (1976) и другие. Но знаменитыми они стали благодаря сериалу «Место встречи изменить нельзя», снятого по книге «Эра милосердия». Первоначально фильм планировалось назвать так же, как и книгу, но чиновникам кинематографии категорически не нравилось «несоветское» слово «милосердие», и название было изменено.
По романам братьев Вайнеров снято множество фильмов. Среди них: «Визит к минотавру», «Лекарство против страха», «Я – следователь». Но самым любимым для многих поколений по-прежнему остается «Место встречи изменить нельзя».


Исполнитель главной роли Глеба Жеглова, поэт и актер Владимир Высоцкий, в свое время написал такое «посвящение» братьям:
Извини — я иду по Аркаде:
МУР и «зря ты душою кривишь» -
Кончен ты! В этом месте, малыш,
В сорок пятом работал Аркадий.
Не сочтите за лесть предложенье моё,
Не сочтите его и капризом,
Что скупиться, ведь тут юбилей, ё-моё! —
Всё, братьями моими содеянное
Предлагаю назвать «вайнеризмом»!.
Аркадий Вайнер писал театральные пьесы, сценарии для кино и телевидения. Он был лауреатом премий Союза писателей и МВД СССР. «За свою жизнь я контактировал с тысячами преступников и с полной ответственностью заявляю: счастливых людей среди них нет», - признавался в одном из интервью писатель.
Аркадий Вайнер не считал кого-либо из писателей своим учителем или кумиром. Единственное исключение он делал для Александра Сергеевича Пушкина, который, по его мнению, «вообще неземного происхождения». Среди писателей-детективщиков отмечал Акунина, Пронина, Корецкого. К современным детективным «женским» романам Вайнер, по его признанию, относился «довольно глухо».

Аркадий Вайнер с дочерью Натальей Дарьяловой
Писатель упоминал, что детективный жанр существует в литературе еще со времен Библии. «Уже там детективные сюжеты разворачиваются полным ходом. Когда Каин убил Авеля, Ева перехитрила Адама, и так далее. Потом на протяжении истории человечества к этой теме неоднократно возвращались. Тот же Эсхил обожал детективы, а потом Шекспир, Достоевский, Лев Николаевич Толстой тоже не брезговал».
Аркадий Александрович умер 24 апреля 2005 года, похоронен в Москве.
Цитаты из произведений
** «У меня мозг болит, как будто я выжал его рукой…» («Ощупью в полдень», 1968)
** «Я тебе точно говорю: в человеке самое главное — чтобы он был человечным…»  («Эра милосердия», 1976 год)
** «Неуживчивым нигде медом не намазано…» («Часы для мистера Келли», 1970 год)
** «Не торопись судить — очевидное обманчиво. Мы узнаем себя и мир через боль рухнувших иллюзий, досаду понятых ошибок, трудное терпение думать об одном и том же…» («Завещание Колумба», 1991 год)
** «Я твердо знаю, что люди действительно рождаются для лучшего. Но в долгих жизненных лабиринтах где-то происходит незаметный поворот, и человек становится могильщиком, или палачом, или ассенизатором. А почему? Ведь ни один ребенок не планирует стать палачом, скажи об этом любому мальчишке — он просто обидится. И сколько бы мне ни объясняли, что любой труд почетен, я никогда не поверю, будто рыть могилы или вывозить дрянь — самое обыкновенное занятие. Конечно, сразу ткнут в меня десятком укоризненных пальцев: а кто же должен заниматься этим? Да не знаю я; машины, наверное…» («Двое среди людей», 1990 год)
** «Когда ты был слеп, я был твоим поводырем в краях неведомого. Теперь ты прозрел, и моя спина загораживает тебе солнце…» («Визит к Минотавру», 1972 год)
** «Чтобы разбогатеть, надо всегда помнить о трех вещах. Первое — бережливость. Второе — бережливость к сбереженному. Третье — бережливость к бережливо сбереженному. Вот и все» («Лекарство для Несмеяны», 1978 год)
** «Я думаю, что говорить «я люблю людей» так же пошло и глупо, как заявить, что «я умный и бескорыстный человек». Люди не вырезка с грибами, и любить их — ежедневный труд души, страдание и служение им. А не кокетливая болтовня!» («Завещание Колумба», 1991 год)
** «Добро должно быть могущественным, ибо слабосильное добро порождает зло» («Визит к Минотавру», 1972 год)
** «Главное — первый шаг. Вроде как с вышки первый раз в воду прыгнуть. Страшно, руки-ноги дрожат, но ты уже взобрался на вышку, все смотрят, и не прыгнуть нельзя. Позор до смерти. Сердце замирает, совсем останавливается, в ушах — шум какой-то, но ты заставляешь непослушные ноги оттолкнуться от настила и летишь вниз, в пропасть… Надо заставить себя сделать этот один-единственный шаг» («Двое среди людей», 1990 год)
** «Нехорошо делать людей свидетелями твоих слез — они от этого чувствуют себя виновато-несчастными» («Петля и камень в зеленой траве», 1991 год)
** «…Старость — это разобранная новогодняя елка. Исчез аромат хвои, падают желтые иголки, лысые веточки торчат, обрывки серебра. И я бы поверил, что праздник жизни кончился, но всегда вдруг находишь одну — единственную забытую игрушку -— и она сулит надежду, что пусть хоть через год, но радость придет снова…» («Завещание Колумба», 1991 год)

Комментариев нет:

Отправить комментарий