среда, 14 октября 2015 г.

Франсуа Мориак – 130 лет со дня рождения


«За глубокое духовное прозрение и художественную силу, с которой он в своих романах отразил драму человеческой жизни» – такова формулировка нобелевского комитета в дипломе о присуждении премии по литературе в 1952 году. Присуждена была эта премия французскому писателю Франсуа Мориаку – признанному классику французской литературы, мастеру социально-психологического семейно-бытового романа. Он также известен как поэт, драматург и эссеист, как публицист и автор работ литературно-критического характера.
Франсуа Мориак (11 октября 1885 – 1 сентября 1970) – одна из самых заметных фигур в литературе XX века. Он создал свой особый мориаковский тип романа. Продолжая традицию, заложенную О. де Бальзаком, Э.Золя, Мориак исследовал тончайшие нюансы человеческой психологии. В своих романах он обращался к вечным темам – конфликтам между Богом и человеком, мужчиной и женщиной, человеком и его совестью. В своем творчестве Мориак выступал как великолепный психолог и как историк современного ему общества. Писателя, который пишет романы, он сравнивал с Богом – по Мориаку романист «более всего похож на Бога, он также творит живых существ, придумывает им судьбы, сплетая события и катастрофы, скрещивает их жизненные пути, доводит до смертного часа».
Мориака часто называют жестоким романистом, в своих героях он видел и раскрывал человеческие пороки: алчность, корыстолюбие, аморальность, жестокость, лицемерие, безразличие… Мориак видел свою цель в том, чтобы изображать человека в его естестве, стремился раскрыть внутренний мир своих героев, их психологию и побуждения к действию. Его герои неординарные личности, обреченные на непонимание и одиночество, их судьбы, их жизнь становятся «дорогой в никуда», а отношения в семье похожи на «клубок змей». «Мне ведомы драмы сердец замкнутых, тесно связанные с грязной человеческой плотью», – так написал Мориак в предисловии к своему роману «Тереза Дескейру». И далее задается вопросом: «Неужели мне никогда не удастся вывести на сцену людей, излучающих добродетель, открытых сердцем?». Но при этом он любил каждого своего персонажа, даже самого отталкивающего, жалкого и непокорного. «Чем больше жизни в наших персонажах, тем меньше они нам подчиняются», – писал Мориак.
Бордо – французская провинция, «столица вин», в произведениях Мориака не только географическое место и время действия, но и та среда, которая становится активным действующим лицом и определяет границы происходящего. Испытывая себя в борьбе со средой, герои романов Мориака утверждают себя как личности. Но непокорным героям Мориака трудно смириться с нравами и психологией провинциальной буржуазии: там надо либо приспосабливаться любой ценой, либо бежать. Но может быть еще один исход – смерть.
Бордо, его образ «грустный и прекрасный, стал для Мориака знаковым. Он писал в своих воспоминаниях: «История Бордо – это история моего тела и моей души… Дома и улицы Бордо – это события моей жизни», во всех его произведениях сильно автобиографическое начало. Всего романическое наследие Мориака, насчитывает двадцать три с половиной произведения, оно продолжалось с 1913 года, с романа «Дитя, под бременем цепей» и до первого сентября 1970 года, дня смерти писателя, неоконченный роман «Мальтаверн».
Род Мориаков восходит к землепашцам и купцам, людям среднего достатка и строгих правил. Они были далеки от крупной буржуазии. Его детские годы прошли в поместье недалеко от города Бордо. Он был пятым ребенком в семье, рано лишился отца и воспитывался глубоко религиозной матерью. Важнейшим событием своей жизни всегда считал первое причастие. Мориак получил строгое католическое воспитание в семье, а затем в католической школе. Любовь к чтению пробудилась в Мориаке в ранние годы. Особое место занимала поэзия, его увлекали стихи Ламартина, Мюссе, Виньи, позднее – Верлена, Рембо, Бодлера. Мориак получил филологическое образование в университете Бордо, затем в парижской Сорбонне.
Литературная деятельность Мориака началась в 1909 году – это был поэтический сборник «Соединенные руки». И вскоре начинающий автор получил положительный отклик, предсказывающий ему «славное будущее», это была статья писателя Мориса Барреса, оказавшего сильное влияние на Мориака. Далее


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...