«За глубокое
духовное прозрение и художественную силу, с которой он в своих романах отразил
драму человеческой жизни» – такова формулировка нобелевского комитета в дипломе
о присуждении премии по литературе в 1952 году. Присуждена была эта премия
французскому писателю Франсуа Мориаку – признанному классику французской
литературы, мастеру социально-психологического семейно-бытового романа. Он
также известен как поэт, драматург и эссеист, как публицист и автор работ
литературно-критического характера.
Франсуа Мориак
(11 октября 1885 – 1 сентября 1970) – одна из самых заметных фигур в
литературе XX века. Он создал свой особый мориаковский тип романа. Продолжая
традицию, заложенную О. де Бальзаком, Э.Золя, Мориак исследовал тончайшие
нюансы человеческой психологии. В своих романах он обращался к вечным темам –
конфликтам между Богом и человеком, мужчиной и женщиной, человеком и его
совестью. В своем творчестве Мориак выступал как великолепный психолог и как
историк современного ему общества. Писателя, который пишет романы, он сравнивал
с Богом – по Мориаку романист «более всего похож на Бога, он также творит живых
существ, придумывает им судьбы, сплетая события и катастрофы, скрещивает их
жизненные пути, доводит до смертного часа».
Мориака часто
называют жестоким романистом, в своих героях он видел и раскрывал человеческие
пороки: алчность, корыстолюбие, аморальность, жестокость, лицемерие,
безразличие… Мориак видел свою цель в том, чтобы изображать человека в его
естестве, стремился раскрыть внутренний мир своих героев, их психологию и
побуждения к действию. Его герои неординарные личности, обреченные на
непонимание и одиночество, их судьбы, их жизнь становятся «дорогой в никуда», а
отношения в семье похожи на «клубок змей». «Мне ведомы драмы сердец замкнутых,
тесно связанные с грязной человеческой плотью», – так написал Мориак в
предисловии к своему роману «Тереза Дескейру». И далее задается вопросом: «Неужели
мне никогда не удастся вывести на сцену людей, излучающих добродетель, открытых
сердцем?». Но при этом он любил каждого своего персонажа, даже самого
отталкивающего, жалкого и непокорного. «Чем больше жизни в наших
персонажах, тем меньше они нам подчиняются», – писал Мориак.
Бордо –
французская провинция, «столица вин», в произведениях Мориака не только
географическое место и время действия, но и та среда, которая становится
активным действующим лицом и определяет границы происходящего. Испытывая себя в
борьбе со средой, герои романов Мориака утверждают себя как личности. Но
непокорным героям Мориака трудно смириться с нравами и психологией
провинциальной буржуазии: там надо либо приспосабливаться любой ценой, либо
бежать. Но может быть еще один исход – смерть.
Бордо, его образ
«грустный и прекрасный, стал для Мориака знаковым. Он писал в своих
воспоминаниях: «История Бордо – это история моего тела и моей души… Дома и
улицы Бордо – это события моей жизни», во всех его произведениях сильно
автобиографическое начало. Всего романическое наследие Мориака, насчитывает
двадцать три с половиной произведения, оно продолжалось с 1913 года, с романа
«Дитя, под бременем цепей» и до первого сентября 1970 года, дня смерти
писателя, неоконченный роман «Мальтаверн».
Род Мориаков
восходит к землепашцам и купцам, людям среднего достатка и строгих правил. Они
были далеки от крупной буржуазии. Его детские годы прошли в поместье недалеко
от города Бордо. Он был пятым ребенком в семье, рано лишился отца и
воспитывался глубоко религиозной матерью. Важнейшим событием своей жизни всегда
считал первое причастие. Мориак получил строгое католическое воспитание в
семье, а затем в католической школе. Любовь к чтению пробудилась в Мориаке в
ранние годы. Особое место занимала поэзия, его увлекали стихи Ламартина, Мюссе,
Виньи, позднее – Верлена, Рембо, Бодлера. Мориак получил филологическое
образование в университете Бордо, затем в парижской Сорбонне.
Литературная
деятельность Мориака началась в 1909 году – это был поэтический сборник
«Соединенные руки». И вскоре начинающий автор получил положительный отклик,
предсказывающий ему «славное будущее», это была статья писателя Мориса Барреса,
оказавшего сильное влияние на Мориака. Далее
Комментариев нет:
Отправить комментарий