Мало найдется
поэтов, чья литературная судьба начиналась бы столь успешно и завершилась бы
столь печально. В самом деле: в начале пути - быстрое признание, восторги
читателей, похвалы старших, престижная Пушкинская премия, присужденная молодой
поэтессе уже за первый ее сборник; а по прошествии каких-то пятнадцати лет - холодные
насмешки законодателей литературной моды, мелочные придирки критиков и равнодушие
читающей публики, не удостоившей прежнюю любимицу даже живых цветов на
похоронах. До революции слава Лохвицкой еще светила закатными лучами - единственной
яркой вспышкой было увлечение ее творчеством Игоря Северянина, выдумавшего даже
страну, названную по ее имени - «Миррэлия». В советский период слава Лохвицкой
угасла совсем. Не заинтересовалось ее наследием и русское Зарубежье. Достаточно
сказать, что в течение более чем девяноста лет ее стихи не выходили отдельными
изданиями.
Ее настоящее имя
- Мария. Она родилась 2 декабря 1869 года в Петербурге в семье известного
адвоката А. В. Лохвицкого. Семья была многодетная. Литературные способности, в
той или иной степени, проявились у всех детей
— известности достигла и младшая сестра поэтессы, Надежда, (Тэффи), и
старший брат, Николай, впоследствии сделавший блестящую военную карьеру.
«И все в ней
было прелестно - звук голоса, живость речи, блеск глаз, эта милая легкая
шутливость. Она и правда была тогда совсем молоденькая и очень хорошенькая.
Особенно прекрасен был цвет ее лица - матовый, ровный, подобный цвету крымского
яблока. На ней было что-то нарядное, из серого меха, шляпка тоже меховая. И всё
это было в снегу, в крупных белых хлопьях, которые валили, свежо тая на ее
щеках, на губах, на ресницах...» (Иван Бунин).
Говорят, что,
умирая, прадед будущей «русской Сафо» Кондрат Лохвицкий произнес - «ветер
уносит запах мирры...». Возможно, узнав о семейном предании, Мария Лохвицкая
решила изменить свое имя.
В 1882 г. Мария
поступила в Московское Александровское училище, переименованное позже в институт.
Там же в возрасте 15 лет она почувствовала себя поэтом и с разрешения
начальства издала несколько стихотворений отдельной брошюркой. В 1888 г.,
окончив институт и получив свидетельство домашней учительницы, Мария вернулась
в Петербург, где продолжила печататься.
Творчество
Лохвицкой принесло ей быструю известность: хотя первые ее стихи не отличались
формальной новизной, принципиально новым было в них утверждение чисто-женского
взгляда на мир — в этом отношении Лохвицкую можно считать основоположницей
русской «женской поэзии» XX в., она проложила путь для Ахматовой, Цветаевой и
множества других русских поэтесс.
С утверждением
«женской тематики» был связан некоторый налет скандальности, сопутствовавший ее
славе, хотя ничего эпатажного ни в стихах, ни в манере поведения самой поэтессы
не было.
Несмотря на
репутацию «вакханки», красоту и обаяние, в жизни Лохвицкая была очень скромной,
домашней женщиной. В 1891 году она вышла замуж за Е. Э. Жибера (сына известного
архитектора); за годы брака у них родилось пятеро сыновей. В начале 1890-х
годов семья жила в Москве, в 1898 году окончательно вернулась в Петербург.
Первый сборник
стихотворений Лохвицкой вышел в 1896 году и был сразу же удостоен престижной
Пушкинской премии. За 16 лет литературной деятельности поэтесса выпустила пять
сборников стихотворений, посмертный сборник «Перед закатом» вышел в 1908 году.
Помимо мелких
лирических стихотворений перу Лохвицкой принадлежит несколько драматических
произведений. По стилю поэтесса была близка к символистам первой волны, которые,
однако, не признали в ней родственного духа.
Если б счастье мое было вольным орлом,
Если б гордо он в небе парил голубом,-
Натянула б я лук свой певучей стрелой,
И живой или мертвый, а был бы он мой!
Если б счастье мое было чудным цветком,
Если б рос тот цветок на утесе крутом,-
Я достала б его, не боясь ничего,
Сорвала б и упилась дыханьем его!
Если б счастье мое было редким кольцом
И зарыто в реке под сыпучим песком,-
Я б русалкой за ним опустилась на дно,
На руке у меня заблистало б оно!
Если б счастье мое было в сердце твоем,-
День и ночь я бы жгла его тайным огнем,
Чтобы, мне без раздела навек отдано,
Только мной трепетало и билось оно!
20 января 1891
Исключением
может считаться ее творческая связь с К. Бальмонтом (их стихотворная перекличка
охватывает сотни стихотворений). Поэтов связывали и личные отношения; их
«роман» наделал много шуму, хотя существовал, главным образом, в стихах. Тем не
менее чувства с обеих сторон не были надуманны, невозможность пережить в
реальности то, что было воспето в поэзии, в конце концов привела к ухудшению
отношений и к полному их разрыву, хотя стихотворная перекличка, ставшая своего
рода поединком, продолжалась.
Когда в тебе клеймят и женщину, и мать –
За миг, один лишь миг, украденный у счастья,
За миг, один лишь миг, украденный у счастья,
Безмолвствуя, храни покой бесстрастья, –
Умей молчать!
И если радостей короткой будет нить
И твой кумир тебя осудит скоро
На гнет тоски, и горя, и позора, –
Умей любить!
Возможно, именно
эти драматические переживания вызвали у Лохвицкой тяжелый внутренний надлом,
сказавшийся и на тональности ее поздних стихов, и на ее здоровье.
В 1905-м году
поэтесса скончалась от сердечной болезни не дожив до 36-ти лет.
Посмертно Мирра
Лохвицкая обрела себе роль некой Прекрасной Дамы для Игоря Северянина,
благоговейно чтившего ее память, но неумеренностью своих восторгов немало
повредившего ей в глазах читающей публики.
После революции
творчество поэтессы подверглось насильственному забвению, поскольку ни ее
любовная, ни религиозно-философская лирика не вписывались в идеологию советской
эпохи. Однако фактическое влияние Лохвицкой на последующую литературу
несомненно больше того, о котором привыкли говорить в наши дни; отголоски ее
поэзии различимы у многих поэтов XX в. — вплоть до И. Бродского.
*****
Избрав свой путь, я шествую спокойно.
Ты хочешь слез моих?
Ты хочешь слез моих?
Мой стих звучит уверенно и стройно.-
Ты не увидишь их.
Нет места снам, ни радостной надежде
В больной душе моей.
Не верю я, не верю я, как прежде,
В рассвет грядущих дней.
Все та же я; но, избранный отныне,
Тернист мой путь земной.
Тернист мой путь, затерянный в пустыне,-
Ты не пойдешь за мной.
Темно вокруг. Чуть брезжит свет далекий
Блуждающих огней.
И гибну я, и гибну - одинокой,
Но не рабой твоей.
*****
Мне ненавистен красный цвет,
За то,
что проклят он.
В нем — преступленья долгих лет,
В нем
— казнь былых времен.
В нем — блеск дымящихся гвоздей
И
палачей наряд.
В нем — пытка вымысел людей,
Пред
коим бледен ад.
В нем — звуки труб, венцы побед,
Мечи —
из рода в род,
И кровь, текущая вослед,
Что к
Богу вопиет!
Романс на стихи Мирры Лохвицкой из
фильма "Графиня Шереметева" (1994). Композитор Игорь Голубев. Исполняет
Татьяна Куинджи.
В кадре - Дарья Юрская и Андрей Ростоцкий.
В кадре - Дарья Юрская и Андрей Ростоцкий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий