«Каждому человеку нравится быть
испуганным»
«Для меня единственный способ
избавиться
от своих страхов – снять о них
фильм».
А. Хичкок
Альфреда Хичкока
называют королем ужасов и отцом современного триллера. Во время показов его
фильмов женщины убегали из кинотеатров, а некоторые даже падали в обморок. Его
знаменитая сцена убийства в душе из фильма «Психоз» до сих пор считается самой
страшной сценой в кино. Сам Хичкок не был «ужасным монстром», но характер имел
невыносимый. Все, кому приходилось работать с режиссером, говорили, что он
никогда не упускал возможности поиздеваться над своими подчиненными.
Альфред Хичкок
появился на свет 13 августа 1899 года в пригороде Лондона. Родители его были
набожными католиками, поэтому отправили учиться сына в иезуитский колледж. Как
считают биографы Хичкока, именно обучение в иезуитском колледже, где царили
жесткая дисциплина и страх, сформировали мировоззрение будущего режиссера.
В детстве
Альфреда Хичкока случилось еще одно событие, оказавшее влияние на его
творчество. Однажды за небольшой проступок отец решил наказать сына и вызвал
полицейских. Те увезли его в участок и заперли в камеру на десять минут.
Невозможно передать весь ужас, который овладел маленьким Альфредом. После этого
случая Хичкок все время жил с боязнью перед законом и полицией. Это сказалось и
на картинах режиссера, многие из которых построены на паническом страхе перед
несправедливым обвинением.
Из ранних фильмов
Хичкока стоит отметить «39 ступеней» (1935) и «Леди исчезает» (1938), которые
были тепло встречены критиками и стали коммерчески успешными. Картина «Леди
исчезает» получила премию Нью-йоркской гильдии кинокритиков, что очень
обрадовало и воодушевило режиссера.
Первая
голливудская работа Хичкока «Ребекка» (1940) собрала неплохую кассу и получила «Оскар»
как «Лучший фильм». Это позволило режиссеру избавиться от зависимости
продюсеров и хоть иногда снимать то, что он хотел.
50-60-е годы
стали пиком творчества режиссера. В 1954 году он снял картину «Окно во двор», а
в 1958 – «Головокружение», которые стали одними из самых индивидуальных его
работ.
Одной из самых
главных кинокартин Хичкока является «Психоз» 1960 года. Фильм начинается с
истории секретарши, которая похищает на работе большую сумму денег и уезжает из
города. Девушка останавливается на ночь в мотеле, где ее убивает работающий там
юноша. Так история о неудавшейся жизни молодой секретарши превращается в
рассказ о маньяке, который страдает раздвоением личности. Необычная
операторская работа, умелое использование приема саспенс и, конечно, леденящая
сцена убийства в душе сделали картину культовой, а Хичкока назвали Королем
ужасов.
Через три года Альфред
Хичкок подтвердил свое прозвище, сняв фильм «Птицы» (1963), который рассказывал
о нападении птиц на американский поселок. Здесь злом выступал уже не человек,
как в фильме «Психо», а могущественные силы природы в лице птиц, которые по
непонятным причинам начали проявлять агрессию. Картина была номинирована на «Оскар»
за «лучшие визуальные эффекты» и вошла в десятку лидеров кинопроката в Канаде и
США. Этот фильм стал последней значимой работой режиссера.
Излюбленные
герои Хичкока — люди, попавшие в ловушку обстоятельств. Сюжетные ситуации, как
правило, распадаются на три категории:
*
Ошибочно подозреваемые в преступлении, которое они не совершали, вынуждены
вести собственное расследование, чтобы доказать свою невиновность («Жилец», «39
ступеней», «Диверсант», «Незнакомцы в поезде», «Я исповедуюсь», «Поймать вора»,
«Не тот человек», «К северу через северо-запад», «Исступление»).
*
Роковая женщина сбивает любовника с пути истинного, как правило, чтобы
погибнуть вместе с ним («Шантаж», «Саботаж», «Ребекка», «Дурная слава»,
«Головокружение», «Марни»).
*
Классический детектив: расследование убийства, зачастую совершённого психически
ненормальным («Тень сомнения», «Верёвка», «Окно во двор», «Психо»,
«Исступление»).
Альфред Хичкок
был известен своими камео. Он любил
появляться в фильмах в эпизодических ролях: в образе зеваки, случайного
прохожего или человека на автобусной остановке. Так же известна его страсть к
холодным блондинкам, без которых не обошелся ни один фильм режиссера.
В
реальной жизни Хичкок хранил верность одной единственной женщине – своей жене
Альме Ревиль, с которой познакомился на киностудии еще в начале своей карьеры.
Она была единственным другом нелюдимого, капризного Альфреда и стала его
надежной опорой на всю жизнь. Когда умерла жена, Хичкок, страшно боявшийся
жизненных трудностей, начал потихоньку сдавать. Говорят, в последние годы жизни
он много пил. Великий режиссер скончался 29 апреля 1980 года, в возрасте 80 лет. Его
тело кремировали, а прах развеяли над Тихим океаном.
В последний год жизни он получил
почётную награду Американского института кино, а королева Елизавета II возвела
его в рыцари.
Альфред Хичкок - сайт, посвященный жизни и творчеству режиссера
Альфред Хичкок - сайт, посвященный жизни и творчеству режиссера
Комментариев нет:
Отправить комментарий