вторник, 12 августа 2014 г.

115 лет со дня рождения Короля ужасов. Альфред Хичкок

«Каждому человеку нравится быть испуганным»
«Для меня единственный способ избавиться
от своих страхов – снять о них фильм».
А. Хичкок

                 Альфреда Хичкока называют королем ужасов и отцом современного триллера. Во время показов его фильмов женщины убегали из кинотеатров, а некоторые даже падали в обморок. Его знаменитая сцена убийства в душе из фильма «Психоз» до сих пор считается самой страшной сценой в кино. Сам Хичкок не был «ужасным монстром», но характер имел невыносимый. Все, кому приходилось работать с режиссером, говорили, что он никогда не упускал возможности поиздеваться над своими подчиненными.
Альфред Хичкок появился на свет 13 августа 1899 года в пригороде Лондона. Родители его были набожными католиками, поэтому отправили учиться сына в иезуитский колледж. Как считают биографы Хичкока, именно обучение в иезуитском колледже, где царили жесткая дисциплина и страх, сформировали мировоззрение будущего режиссера.
В детстве Альфреда Хичкока случилось еще одно событие, оказавшее влияние на его творчество. Однажды за небольшой проступок отец решил наказать сына и вызвал полицейских. Те увезли его в участок и заперли в камеру на десять минут. Невозможно передать весь ужас, который овладел маленьким Альфредом. После этого случая Хичкок все время жил с боязнью перед законом и полицией. Это сказалось и на картинах режиссера, многие из которых построены на паническом страхе перед несправедливым обвинением.
Из ранних фильмов Хичкока стоит отметить «39 ступеней» (1935) и «Леди исчезает» (1938), которые были тепло встречены критиками и стали коммерчески успешными. Картина «Леди исчезает» получила премию Нью-йоркской гильдии кинокритиков, что очень обрадовало и воодушевило режиссера.
Первая голливудская работа Хичкока «Ребекка» (1940) собрала неплохую кассу и получила «Оскар» как «Лучший фильм». Это позволило режиссеру избавиться от зависимости продюсеров и хоть иногда снимать то, что он хотел.
50-60-е годы стали пиком творчества режиссера. В 1954 году он снял картину «Окно во двор», а в 1958 – «Головокружение», которые стали одними из самых индивидуальных его работ.
Одной из самых главных кинокартин Хичкока является «Психоз» 1960 года. Фильм начинается с истории секретарши, которая похищает на работе большую сумму денег и уезжает из города. Девушка останавливается на ночь в мотеле, где ее убивает работающий там юноша. Так история о неудавшейся жизни молодой секретарши превращается в рассказ о маньяке, который страдает раздвоением личности. Необычная операторская работа, умелое использование приема саспенс и, конечно, леденящая сцена убийства в душе сделали картину культовой, а Хичкока назвали Королем ужасов.
Через три года Альфред Хичкок подтвердил свое прозвище, сняв фильм «Птицы» (1963), который рассказывал о нападении птиц на американский поселок. Здесь злом выступал уже не человек, как в фильме «Психо», а могущественные силы природы в лице птиц, которые по непонятным причинам начали проявлять агрессию. Картина была номинирована на «Оскар» за «лучшие визуальные эффекты» и вошла в десятку лидеров кинопроката в Канаде и США. Этот фильм стал последней значимой работой режиссера.
Излюбленные герои Хичкока — люди, попавшие в ловушку обстоятельств. Сюжетные ситуации, как правило, распадаются на три категории:
* Ошибочно подозреваемые в преступлении, которое они не совершали, вынуждены вести собственное расследование, чтобы доказать свою невиновность («Жилец», «39 ступеней», «Диверсант», «Незнакомцы в поезде», «Я исповедуюсь», «Поймать вора», «Не тот человек», «К северу через северо-запад», «Исступление»).
* Роковая женщина сбивает любовника с пути истинного, как правило, чтобы погибнуть вместе с ним («Шантаж», «Саботаж», «Ребекка», «Дурная слава», «Головокружение», «Марни»).
* Классический детектив: расследование убийства, зачастую совершённого психически ненормальным («Тень сомнения», «Верёвка», «Окно во двор», «Психо», «Исступление»).
Альфред Хичкок был известен своими камео. Он любил появляться в фильмах в эпизодических ролях: в образе зеваки, случайного прохожего или человека на автобусной остановке. Так же известна его страсть к холодным блондинкам, без которых не обошелся ни один фильм режиссера.
В реальной жизни Хичкок хранил верность одной единственной женщине – своей жене Альме Ревиль, с которой познакомился на киностудии еще в начале своей карьеры. Она была единственным другом нелюдимого, капризного Альфреда и стала его надежной опорой на всю жизнь. Когда умерла жена, Хичкок, страшно боявшийся жизненных трудностей, начал потихоньку сдавать. Говорят, в последние годы жизни он много пил. Великий режиссер скончался 29 апреля 1980 года, в возрасте 80 лет. Его тело кремировали, а прах развеяли над Тихим океаном.
В последний год жизни он получил почётную награду Американского института кино, а королева Елизавета II возвела его в рыцари.
Альфред Хичкок - сайт, посвященный жизни и творчеству режиссера

Комментариев нет:

Отправить комментарий