«Наступит день,
когда единственным созидателем станет человеческая мысль –
без посредничества
рук и машин.»
Клиффорд Саймак «Театр теней»
"Человеческое
воображение способно
творить чудеса, воспроизводить то,
чего на деле вовсе не
происходило,
поэтому безоговорочно доверять
ему не следует ни в коем
случае".
Клиффорд Саймак «Земля осенняя»
Клиффорд Дональд
Саймак— один из крупнейших американских фантастов — родился 3 августа 1904 года
в штате Висконсин (не случайно именно там происходит действие многих его
произведений).
Учился в Университете
штата Висконсин в Мэдисоне, но не окончил его. Работал репортером и редактором
отдела новостей в городской газете Миннеаполиса (шт. Миннесота), где и прожил
всю жизнь.
Хотя первый свой
научно-фантастический рассказ Саймак напечатал в 1931 году, признание пришло к
нему позже — в конце 30-х годов, когда он начал активно сотрудничать с журналом
«Эстаундинг», редактором которого был Джон Кэмпбелл. Вместе с Азимовым, Ван
Вогтом, Дель Реем, Каттнером, Старджоном, Ханлайном, которые печатались в
журнале Кэмпбелла, Саймак считается отцом современной американской научной
фантастики, а благодаря этим писателям период с конца 30-х до второй половины
40-х годов по праву называют «золотым веком» фантастики США. Российскому
читателю имя Клиффорда Саймака известно с 1957 года, когда на страницах журнала
«Знание-сила» был опубликован его рассказ «Однажды на Меркурии». С тех пор на
русском языке вышли его романы «Всё живое...», «Почти как люди», «Заповедник
гоблинов», «Город», «Кольцо вокруг Солнца» и многие другие.
Основной темой творчества
писателя стало объединение разных цивилизаций, мирный контакт с пришельцами.
Обычно в творениях того времени инопланетяне, скорее, выступали в качестве
захватчиков, стремящихся захватить и поработить Землю. Саймак же описывал их,
скорее, как исключительно мирных существ, сидящих в сельской местности родного
ему штата и попивающих пиво.
«Галактическая идея» стала главной в его работах. Писатель рассматривал представителей человечества, как неопытных первоклассников, вступающих на незнакомый путь. Были у него и предположения о том, каким же в будущем будет человечество, подобные прогнозы почти всегда рисовались весьма оптимистично.
«Галактическая идея» стала главной в его работах. Писатель рассматривал представителей человечества, как неопытных первоклассников, вступающих на незнакомый путь. Были у него и предположения о том, каким же в будущем будет человечество, подобные прогнозы почти всегда рисовались весьма оптимистично.
С начала 60-х
годов Саймак занимается в основном написанием романов, наиболее значительным из
которых является «Пересадочная станция» (1963), также удостоенная премии
«Хьюго», однако другие его книги того времени — «Что может быть проще времени»
(1961), «Почти как люди» (1962), «Все живое» (1965) не слишком ему уступают. В
1968 году выходит знаменитый роман «Заповедник гоблинов», почти сразу же
переведенный на русский язык и ставший чрезвычайно популярным среди советских
любителей фантастики.
Наиболее
значительными романами 70-80-х годов являются «Выбор богов» (1972), «Наследие
звёзд» (1977), «Пришельцы» (1980). Рассказ «Грот танцующих оленей» (1980)
удостоен премий «Хьюго» и «Небьюла».
Отличительная
черта творчества Саймака — вера в разум, в доброе начало в человеке и
человечестве, призыв к миру и единению всех, кто живёт на планете Земля и с кем
ещё, возможно, встретятся земляне. Свыше тридцати романов, сборников повестей и
рассказов, многочисленные литературные премии, в том числе и самая престижная в
американской фантастике премия «Хьюго», лауреатом которой Саймак становился
неоднократно, — таков итог более чем пятидесятилетней творческой деятельности
этого патриарха научно-фантастического жанра.
В 1976 году
Ассоциация американских писателей-фантастов удостоила Клиффорда Саймака титулом
«Гранд-мастер» . В этом же году, писатель вышел на пенсию. 25 апреля 1988 года
скончался.
Некоторые романы писателя экранизированы:
Мнения читателей
о романе "Пересадочная станция": «И снова меня
удивляет фантастика прошлого века. Когда случился тот день, когда фантасты
отвернулись от звезд, будущего и заманчивого слова "человечество" и
повернулись к эльфам, средневековью и героям-одиночкам? Саймак все также
несказанно добр, все также надеется на людей, все также ждет разумных и мудрых
пришельцев. Слово "расы" относится к существам из разных миров, а
мелкие деления между людьми кажутся такими мелкими и несущественными. И
гигантскими красными буквами через всю повесть: НЕТ ВОЙНЕ! А в наше время
редкая книга-фентези (да и не фентези) не про войну. Перспектива третьей
мировой перестала пугать?
Чем-то
"Пересадочная станция" перекликается с булычевской Алисой - мир, в
котором больше нет войн, а все расы живут дружно. Наивно и тепло.»
о романе "Порождение разума": «Главная мысль книги в
том, что человеческая фантазия заметно оскудела за последнее время. Что мы, в
принципе, и наблюдаем везде. Настоящие книги детям заменяют комиксы и тупые
мультфильмы. Самое обидное, что переломить или изменить это очень сложно.»
Комментариев нет:
Отправить комментарий