суббота, 2 августа 2014 г.

110 лет со дня рождения отца современной американской научной фантастики К. Саймак

«Наступит день, когда единственным созидателем станет человеческая мысль –
 без посредничества рук и машин.» 
Клиффорд Саймак «Театр теней»
"Человеческое воображение способно
 творить чудеса, воспроизводить то,
 чего на деле вовсе не происходило,
 поэтому безоговорочно доверять 
ему не следует ни в коем случае".
 Клиффорд Саймак «Земля осенняя»
Клиффорд Дональд Саймак— один из крупнейших американских фантастов — родился 3 августа 1904 года в штате Висконсин (не случайно именно там происходит действие многих его произведений).
Учился в Университете штата Висконсин в Мэдисоне, но не окончил его. Работал репортером и редактором отдела новостей в городской газете Миннеаполиса (шт. Миннесота), где и прожил всю жизнь.
Хотя первый свой научно-фантастический рассказ Саймак напечатал в 1931 году, признание пришло к нему позже — в конце 30-х годов, когда он начал активно сотрудничать с журналом «Эстаундинг», редактором которого был Джон Кэмпбелл. Вместе с Азимовым, Ван Вогтом, Дель Реем, Каттнером, Старджоном, Ханлайном, которые печатались в журнале Кэмпбелла, Саймак считается отцом современной американской научной фантастики, а благодаря этим писателям период с конца 30-х до второй половины 40-х годов по праву называют «золотым веком» фантастики США. Российскому читателю имя Клиффорда Саймака известно с 1957 года, когда на страницах журнала «Знание-сила» был опубликован его рассказ «Однажды на Меркурии». С тех пор на русском языке вышли его романы «Всё живое...», «Почти как люди», «Заповедник гоблинов», «Город», «Кольцо вокруг Солнца» и многие другие.

Основной темой творчества писателя стало объединение разных цивилизаций, мирный контакт с пришельцами. Обычно в творениях того времени инопланетяне, скорее, выступали в качестве захватчиков, стремящихся захватить и поработить Землю. Саймак же описывал их, скорее, как исключительно мирных существ, сидящих в сельской местности родного ему штата и попивающих пиво.
«Галактическая идея» стала главной в его работах. Писатель рассматривал представителей человечества, как неопытных первоклассников, вступающих на незнакомый путь. Были у него и предположения о том, каким же в будущем будет человечество, подобные прогнозы почти всегда рисовались весьма оптимистично.
С начала 60-х годов Саймак занимается в основном написанием романов, наиболее значительным из которых является «Пересадочная станция» (1963), также удостоенная премии «Хьюго», однако другие его книги того времени — «Что может быть проще времени» (1961), «Почти как люди» (1962), «Все живое» (1965) не слишком ему уступают. В 1968 году выходит знаменитый роман «Заповедник гоблинов», почти сразу же переведенный на русский язык и ставший чрезвычайно популярным среди советских любителей фантастики.
Наиболее значительными романами 70-80-х годов являются «Выбор богов» (1972), «Наследие звёзд» (1977), «Пришельцы» (1980). Рассказ «Грот танцующих оленей» (1980) удостоен премий «Хьюго» и «Небьюла».
Отличительная черта творчества Саймака — вера в разум, в доброе начало в человеке и человечестве, призыв к миру и единению всех, кто живёт на планете Земля и с кем ещё, возможно, встретятся земляне. Свыше тридцати романов, сборников повестей и рассказов, многочисленные литературные премии, в том числе и самая престижная в американской фантастике премия «Хьюго», лауреатом которой Саймак становился неоднократно, — таков итог более чем пятидесятилетней творческой деятельности этого патриарха научно-фантастического жанра.
В 1976 году Ассоциация американских писателей-фантастов удостоила Клиффорда Саймака титулом «Гранд-мастер» . В этом же году, писатель вышел на пенсию. 25 апреля 1988 года скончался.
Некоторые романы писателя экранизированы:
Мнения читателей
           о романе "Пересадочная станция"«И снова меня удивляет фантастика прошлого века. Когда случился тот день, когда фантасты отвернулись от звезд, будущего и заманчивого слова "человечество" и повернулись к эльфам, средневековью и героям-одиночкам? Саймак все также несказанно добр, все также надеется на людей, все также ждет разумных и мудрых пришельцев. Слово "расы" относится к существам из разных миров, а мелкие деления между людьми кажутся такими мелкими и несущественными. И гигантскими красными буквами через всю повесть: НЕТ ВОЙНЕ! А в наше время редкая книга-фентези (да и не фентези) не про войну. Перспектива третьей мировой перестала пугать?
Чем-то "Пересадочная станция" перекликается с булычевской Алисой - мир, в котором больше нет войн, а все расы живут дружно. Наивно и тепло.»
о романе "Порождение разума"«Главная мысль книги в том, что человеческая фантазия заметно оскудела за последнее время. Что мы, в принципе, и наблюдаем везде. Настоящие книги детям заменяют комиксы и тупые мультфильмы. Самое обидное, что переломить или изменить это очень сложно.»

Комментариев нет:

Отправить комментарий