"Чтобы иметь все основания для
творчества, нужно, чтобы сама жизнь ваша была содержательна".
Г. Ибсен.
Норвежский писатель, один из самых
выдающихся драматургов XIX в., родился 20 марта в маленьком приморском
городке Скиене, насчитывавшем в то время едва 8 тысяч жителей; отец его,
богатый судовладелец, разорился, когда будущему писателю было 8 лет. В школе он
отличался своими «сочинениями» и склонностью к живописи. Мечтой подростка было
сделаться художником, но необеспеченному Ибсену пришлось выбрать более хлебную
профессию: в 16 лет он поступает учеником в аптеку в Гримстате, еще более
крохотном городке, чем Скиен, где работает около пяти лет.
Как драматург Ибсен дебютировал драмой
«Катилина» (1849). В 1851 г. возглавил первый национальный норвежский театр в
Бергене, а в 1857 г. переехал в Кристианию, где руководил Норвежским
национальным театром.
За период с 1887 по 1899 г. Ибсен
написал 12 пьес. Вершина романтического творчества Ибсена –
философско-символические драмы «Бранд» (1866) и «Пер Гюнт» (1867), посвящённые
размышлениям о назначении и моральном долге человека. К ним примыкает
философская драма на историческую тему «Кесарь и Галилеянин» (1873).
Пьесы Ибсена о современности стали для
европейской драматургии неиссякаемым источником тем, сюжетов и образов,
«великой книгой жизни», по словам А. А. Блока. Б. Шоу видел в Ибсене великого
критика идеализма, находя в его драмах прообраз своих собственных
пьес-дискуссий. К художественному опыту Ибсена обращались на раннем этапе творчества
А. Стриндберг и Г. Гауптман. Символикой поздних пьес Ибсена восхищался М.
Метерлинк. Не избежал влияния Ибсена и А. П. Чехов.
Творчество Ибсена пользовалось огромной
популярностью в России в кон. 19 – нач. 20 в. Его пьесы, шедшие в лучших театрах
Москвы и Петербурга, оставили яркий след в истории русского театрального
искусства: «Враг народа» («Доктор Штокман») во МХАТе, 1900; «Кукольный дом» в
Театре В. Ф. Комиссаржевской, 1904; «Привидения» в Малом театре, 1909.
В феврале 2013 года Малый драматический
театр вновь обратился к пьесе Генрика Ибсена «Враг народа». Лев Додин поставил
спектакль, полный социальных страстей, который как никогда актуален для
современного зрителя. Эта постановка Додина - дань уважения и признания другому
мастеру - Константину Станиславскому. В начале прошлого века его постановка во
МХАТе "Доктор Штокман" по произведению Ибсена стала шедевром
театрального искусства.
Ссылки:
Ссылки:
http://www.ibsen.org.ru
биография, статьи о творчестве, произведения, галерея,
музей. цитаты
Песня Сольвейг из драмы «Пер Гюнт». Исп. Mirusia Louwerse,
оркестр под управлением Andre Rieu.
Пер Гюнт. В пещере горного
короля.
Музыкально-литературная
композиция "Пер Гюнт" (Peer Gynt) (фрагмент), слова Генрих Ибсен (Henrik Ibsen),
музыка Эдвард Григ (Edvard Grieg). Читает Антонина Кузнецова, Государственный
симфонический оркестр п/р Вероники Дударовой, дирижёр Оле Кристиан Руд
(Норвегия). В пещере горного короля (In The Hall Of The Mountain King).
Комментариев нет:
Отправить комментарий