вторник, 26 марта 2013 г.

Генрик Ибсен. 185 лет со дня рождения.


"Пожалуйста, не употребляйте этого иностранного слова "идеал". Скажите просто, по-нашему: "ложь"". 
"Чтобы иметь все основания для творчества, нужно, чтобы сама жизнь ваша была содержательна".
Г. Ибсен.
Норвежский писатель, один из самых выдающихся драматургов XIX в., родился 20 марта в маленьком приморском городке Скиене, насчитывавшем в то время едва 8 тысяч жителей; отец его, богатый судовладелец, разорился, когда будущему писателю было 8 лет. В школе он отличался своими «сочинениями» и склонностью к живописи. Мечтой подростка было сделаться художником, но необеспеченному Ибсену пришлось выбрать более хлебную профессию: в 16 лет он поступает учеником в аптеку в Гримстате, еще более крохотном городке, чем Скиен, где работает около пяти лет.
Как драматург Ибсен дебютировал драмой «Катилина» (1849). В 1851 г. возглавил первый национальный норвежский театр в Бергене, а в 1857 г. переехал в Кристианию, где руководил Норвежским национальным театром.
За период с 1887 по 1899 г. Ибсен написал 12 пьес. Вершина романтического творчества Ибсена – философско-символические драмы «Бранд» (1866) и «Пер Гюнт» (1867), посвящённые размышлениям о назначении и моральном долге человека. К ним примыкает философская драма на историческую тему «Кесарь и Галилеянин» (1873).
Пьесы Ибсена о современности стали для европейской драматургии неиссякаемым источником тем, сюжетов и образов, «великой книгой жизни», по словам А. А. Блока. Б. Шоу видел в Ибсене великого критика идеализма, находя в его драмах прообраз своих собственных пьес-дискуссий. К художественному опыту Ибсена обращались на раннем этапе творчества А. Стриндберг и Г. Гауптман. Символикой поздних пьес Ибсена восхищался М. Метерлинк. Не избежал влияния Ибсена и А. П. Чехов.
Творчество Ибсена пользовалось огромной популярностью в России в кон. 19 – нач. 20 в. Его пьесы, шедшие в лучших театрах Москвы и Петербурга, оставили яркий след в истории русского театрального искусства: «Враг народа» («Доктор Штокман») во МХАТе, 1900; «Кукольный дом» в Театре В. Ф. Комиссаржевской, 1904; «Привидения» в Малом театре, 1909.
В феврале 2013 года Малый драматический театр вновь обратился к пьесе Генрика Ибсена «Враг народа». Лев Додин поставил спектакль, полный социальных страстей, который как никогда актуален для современного зрителя. Эта постановка Додина - дань уважения и признания другому мастеру - Константину Станиславскому. В начале прошлого века его постановка во МХАТе "Доктор Штокман" по произведению Ибсена стала шедевром театрального искусства.
Ссылки:
http://www.ibsen.org.ru  биография,  статьи о творчестве, произведения, галерея, музей. цитаты

Песня Сольвейг из драмы «Пер Гюнт». Исп. Mirusia Louwerse, оркестр под управлением Andre Rieu.

Пер Гюнт. В пещере горного короля.

Музыкально-литературная композиция "Пер Гюнт" (Peer Gynt) (фрагмент), слова Генрих Ибсен (Henrik Ibsen), музыка Эдвард Григ (Edvard Grieg). Читает Антонина Кузнецова, Государственный симфонический оркестр п/р Вероники Дударовой, дирижёр Оле Кристиан Руд (Норвегия). В пещере горного короля (In The Hall Of The Mountain King).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...