23 года прожил Игорь
Северянин без родины, но до конца жизни его не покидала надежда вернуться. Поэт
мыслями возвращался в свою прославленную молодость, вспоминал потерянную им
Россию:
Я мечтаю, что Небо от бед
Избавленье даст русскому краю.
Оттого что я – русский поэт,
Оттого я по-русски мечтаю!
Игорь
Васильевич Лотарев (Северянин) родился 16 мая 1887 г. в Петербурге, где и
прошли его детские годы. С 1895 г. жил с отцом, Василием Петровичем, в
Новгородской губернии. Поэт гордился старинной дворянской родословной матери,
Наталии Степановны.
В 1908 г. он меняет
настоящую фамилию на псевдоним. Первоначально свои работы поэт подписывал как
Игорь-Северянин, указывая вторым именем на значение Севера в жизни и
творчестве. С 1913 г. имя-псевдоним превратилось в фамилию.
И. Северянина
несправедливо упрекали в некультурности и малообразованности, так как его
официальное образование ограничивается четырьмя годами обучения в Череповецком
реальном училище. Другом и наставником, поддерживающим творческие порывы сына,
стала мать, к которой он вернулся в конце 1903 г. У Наталии Степановны часто
бывали в гостях литераторы, музыканты и художники. Северянин так определяет
свое призвание быть поэтом:
Из меня хотели сделать торгаша,
Но торгашеству противилась душа.
Смыслу здравому учили с детских дней,
Но в Безразумность влюбился соловей.
Настоящее признание
принесла поэту вышедшая в 1913 г. книга «Громокипящий кубок», причиной успеха
которой стала ее современность. Обстановка светских гостиных, облики прекрасных
дам, шуршащих муаровыми платьями, летучие яхты и автомобили, «мороженое из
сирени» соседствуют в ней с северными форелевыми реками и «одебренным» лесом.
Построением эта первая
главная книга Северянина, воплотившая в себе тонкий поэтический слух,
«композиторский» талант автора, напоминает музыкальное произведение. Не
случайно стихотворные сонаты, увертюры, прелюдии, мелодические стихи, вошедшие
в «Громокипящий кубок», привлекали внимание музыкантов. Среди них были
выдающиеся современники поэта: композиторы Сергей Рахманинов и Сергей
Прокофьев.
«Душой сегодняшнего дня»
называл мировосприятие Игоря Северянина критик и поэт В. Ходасевич. «Может
быть, в ней (душе) отразились все пороки, изломы, уродства нашей городской
жизни …, но в ней отразилось и небо, еще синеющее над нами», — отмечал он. И.
Северянин обладал тонким чувством природы, вдохновенно писал о ее красоте.
В восприятии
современников имя Игоря Северянина часто ассоциировалось с книгой «Ананасы в
шампанском» (1915 г.). Через 8 лет после ее выхода одна из почитательниц
таланта поэта даже подала ему на десерт ананасы в шампанском. Автор книги
смотрит на повседневную жизнь, как на романтическое путешествие, достойное
изящной словесности. Он наслаждается жизнью и любит ее так, что иногда трудно
заметить грань между лирикой и иронией.
«Неведомым паяцем»,
«поэтом экстаза и каприза» представлялся в сознании многих И. Северянин.
Сложность мировоззрения поэта, его истинный талант скрывались за маской
эпатажа, самолюбования, иронии над самим собой.
Обладающий
исполнительским даром, Северянин выступал перед публикой в залах. Именно его
избрали «Королем поэтов» в феврале 1918 г., хотя среди претендентов на это
звание были такие известные поэты, как В. Маяковский и К. Бальмонт. Это был пик
славы Игоря Северянина, за которой впоследствии ему пришлось изведать
безграничную печаль изгнанника.
Настроение всеобщего
подъема, которое испытывал поэт в дни Февральской революции (период создания
цикла стихотворений «Револьверы революции»), летом 1917 г. изменилось. Тогда он
писал: «Что делать в разбойное время поэтам… Мы так неуместны, мы так
невпопадны».
В конце 1917 г. И.
Северянин уехал в Эстонию, поселился в поселке Тойла, поэтому после получения
республикой независимости оказался в эмиграции. Живя вдали от России, поэт
обратился к работе над мемуарами и автобиографическими романами в стихах,
совершал гастрольные поездки в Париж, Берлин, Белград, Прагу и другие города.
В последние годы жизни
поэта мучила ностальгия, он был готов вернуться на родину, писал письма, ждал
помощи… В то же время его удерживало чувство самосохранения.
Умер поэт 12 декабря 1941
г., его могила находится в Таллине, на Александро-Невском кладбище.
Любовь к родине, легкость и песенная певучесть стиха – качества,
определяющие цельность творческого пути Игоря Васильевича Северянина. И пусть
возвращение поэта в нашу литературу задержалось, без его творчества трудно
представить достаточно полно поэзию Серебряного века.
Комментариев нет:
Отправить комментарий