Любовь к своей малой родине автор
множества романов и повестей пронес не только через всю жизнь, но и творчество.
Саратов являлся местом действия его произведений, причем описанных довольно
достоверно. И хотя почти вся жизнь Федина прошла в столицах, хотя он и объездил
полмира, для него было праздником возвращение в родные места, куда он приезжал
при малейшей возможности оторваться от дел. Его «влекли к себе старые,
родные закоулки», где оживала память о детстве, о близких и родных людях, о
событиях, оставивших в душе след на многие годы.
Константин
Александрович Федин родился 24 февраля 1892 в Саратове в маленьком дворовом флигельке (по
местной традиции называемом «флигерем») на Большой Сергиевской улице. Сейчас
эта улица носит имя Н.Г. Чернышевского. Дом, где квартировала семья
Фединых, находился напротив Сергиевской церкви, ныне не существующей. В ней в
свое время служил протоиереем Гавриил Иванович Чернышевский, здесь был крещен
Николай Гаврилович. Здесь же великий революционер-демократ венчался с Ольгой
Сократовной. Здесь его и отпевали в 1898 году. А спустя три года в Сергиевской
церкви крестили и будущего писателя Константина Федина.
Быт семьи Фединых был строгим. Глава
семьи установил его «раз и навсегда, как календарь». Во всем ощущалось
принуждение. Суровость отца смягчалась добротой матери Анны Павловны и старшей
сестры Александры Александровны, которую Константин Александрович очень любил. Юный
Константин Федин находил душевной спокойствие и отдых на берегах Волги, в саду «института
благородных девиц» (ныне это парк культуры и отдыха), где с приятелем - таким
же одиннадцатилетним мальчуганом-одноклассником ловил певчих птичек.
Александр Ерофеевич, будучи человеком
скромного достатка да еще и прижимистым, часто менял квартиры. В одном из писем
своему племяннику Г.В. Рассохину Константин Федин частую смену квартир объяснял
так:
«...отец очень часто менял
квартиры. Обычно это были типичные дворовые флигельки - страшно дешевые - по
шесть-восемь рублей в месяц. Но отцу и это казалось очень дорого. Он служил
приказчиком у Бестужева и самым высоким жалованьем его, уже к концу 90-х годов,
было 40 рубле».
Таким образом, за вычетом квартплаты,
семье из 4 человек оставалось 32-34 рубля - в среднем по восемь рублей на
каждого члена семьи! Став уже известным автором, Федин считал, что «детство
- возраст, в котором закладывается все». Многие из детских впечатлений Федина
нашли отражение в его повестях, рассказах, романах.
В 1905 году отец писателя купил
деревянный дом в Смурском переулке. В этом доме семья прожила три года. Из окон
этого дома Костя наблюдал страшные события черносотенных погромов,
прокатившихся по Саратову, Он сам прятал в чулане под связками лука своего
учителя музыки Якова Гольдмана. Эти впечатления нашли отражение в романе «Братья», написанном в 1928 году. С
домом в Смурском переулке связаны и его «отроческие драмы: два побега,
брошенное ученье, магазин... Но и путешествие по Волге, первые увлечения. И
первые книги жизни (Лермонтов!)». Есть одна интересная подробность, относящаяся
к этому дому. Племянник Федина и хранитель его саратовского архива Геннадий
Васильевич Рассохин, со слов своей матери, сестры Константина Александровича,
рассказал любопытный эпизод. Будущий писатель, в то время учившийся в
Саратовском коммерческом училище, предложил отцу практиковать продажу писчебумажных
принадлежностей с «премиями», обеспечивавшими дополнительный наплыв
покупателей. В те годы школьники (а особенно школьницы) увлеченно собирали
цветные картинки. Отпечатанные на плотной глянцевой бумаге, эти недорогие
картинки украшали альбомы не только школьников, но и взрослых. По совету сына
Александр Ерофеевич в каждую покупку вкладывал картинку. Сначала ее вкладывали
в тетради: слух о том, что в магазине Федина продают тетрадки с «премиями»,
мгновенно разнесся среди школьников. Затраты на эти премии были грошовые, а
товарооборот вырос во много раз, соответственно очень выросла и прибыль. Это
позволило Александру Ерофеевичу быстро погасить кредиты и стать через пять лет
владельцем двухэтажного деревянного домика, а еще через несколько лет -
большого двухэтажного каменного дома. Правда, этот дельный совет вышел боком
самому Константину: отец заставлял его, всех членов семьи, а также приказчика
все свободное время до глубокой ночи раскладывать по тетрадкам «премиальные
картинки»...
Семилетним мальчиком Костя Федин пошел
учиться в Сретенское начальное церковноприходское училище. Но этот дом он знал
раньше, помнил себя там с трех-четырех лет. В нем жили родственники Семен
Иванович и Анна Андриановна Машковы, в чьей семье воспитывалась до замужества
мать Константина Федина. Ровно сорок лет спустя, в 1939 году, став известным
писателем, Федин приехал в Саратов и зашел в знакомый двор... Об этом посещении
своей первой школы Федин написал рассказ «Встреча с прошлым».
«В
дальнем углу, в тени кирпичного брандмауэра, горбились сирени - все те же
сирени, только стволы их, огрубелые от времени, похожие на препарированные
мышцы, - скрутились в жгуты. Осень уже обобрала на них листву, а я видел их
белыми, в цвету: в яркий апрельский день я отломил от них, подпрыгнув, пахучую
ветку и дал ее сестре. Сестра, в белом платье, шла со мной тихо и в пышном
соцветии сирени отыскивала пятилепестковые цветки и, называя их «счастьем»,
заставляла меня проглатывать эти горькие, холодные звездочки. И я жевал их, и вот
только теперь понимаю, что это и, правда, было счастье».
В 1908 году Константин Федин навсегда
уехал из Саратова и с тех пор бывал здесь только наездами. Но для него Саратов
до конца жизни останется родным городом, «где легче дышится, легче
работается...»
В 1911 году К. Федин поступает в
Московский коммерческий институт; в 1914 году после 3-го курса учебы уехал в
Германию для усовершенствования немецкого языка (на последнем курсе института
требовалось безукоризненное знание языка); одновременно в Германии изучает «коммерцию»
на карандашной фабрике Фабера.
Первый рассказ был написан в 1910 году,
это было подражание гоголевской «Шинели»; первые публикации - в «Новом
сатириконе»” в 1913—1914 гг. Начавшаяся Первая мировая война задержала
Константина Федина в Германии, он был интернирован; возвратился в Россию в 1918
году (этот путь получил отражение в рассказе «Дядя Кисель», 1919). В Германии Федин открыл для себя мир
европейской культуры и до конца своих дней оставался одним из самых
образованнейших советских писателей. Вне родины работал над своим первым романом «Глушь» (сатира на казачий город
Уральск), впоследствии рукопись этого произведения Федин уничтожил. В немецком
г. Циттау Константин Федин познакомился с юной Ханни Мрва; их отношения были
освещены светом романтической и преданной любви; этой встрече суждено стать
одной из тех прекрасных и мучительных встреч, которые, несмотря ни на что,
случались во время катастроф XX века. Черты X. Мрва отразились в образе Мари («Города и годы»), Анны («Братья»).
В 1918—1919 годах Федин служил в
Наркомпросе в Москве, в конце 1919 года уезжает в приволжский г. Сызрань, где
участвует в становлении советской печати; становится редактором газеты «Сызранский
коммунар» и журнала «Отклики», печатает статьи на злободневные темы. Затем
Федин был мобилизован, направлен в Москву, Петроград, затем в политотдел
Отдельной Башкирской кавалерийской дивизии.
В 1920 году состоялось знакомство с М.
Горьким, который будет на протяжении всех последующих лет оказывать большое
внимание и поддержку Федину (в книге «Горький
среди нас» Константин Александрович расскажет о судьбе этих творческих
взаимоотношений). В Петрограде (здесь писатель проживет до 1936 года) Федин
активно занимается публицистикой, входит в литературную группу «Серапионовы
братья», где противостоит разного рода формалистским, эстетским, прозападным
увлечениям, исповедуя реалистические традиции русской классики. В 1921 году на
конкурсе Дома литераторов К.А. Федин получает премию за рассказ «Сад» (история о том, как сторож
бывшего господского сада неистово борется с сиротами-детдомовцами, защищая от
них погибающий сад). Это событие принесло писателю большую известность. В 1923
году выходит сборник «Пустырь»,
куда, помимо повести «Анна Тимофевна», Федин поместил несколько рассказов.
Несмотря на демонстративно заявленный «пустырный» мотив, речь в этой книге шла
не о «бросовых» темах, а о судьбах русского гуманизма, о положении традиционного
для русской литературы «маленького человека» в революционные дни. Каждым из
произведений «Пустыря» писатель
предупреждал о том сложном человеческом материале, с которым встретилась
революция и который не поддавался стремительному выпрямлению.
Роман «Города и годы» (1924) посвящен Первой мировой войне и
свершившейся революции; действие здесь лишено хронологической
последовательности, события происходят то в России, то в кайзеровской Германии.
Писатель смелыми красками рисовал бюргерскую Германию, угрожавшую человечеству
агрессией; не менее тяжкую картину непримиримой классовой борьбы воссоздавал он
и в главах о России. Усложненная композиция романа отражала бесстрашие
художника, решившегося вторгнуться в эпицентр европейской политической жизни
первых двух десятилетий XX века. В основе романа — история взаимоотношений
русского Андрея Старцова, ранимого, мечущегося человека, и немецкого коммуниста
Курта Вана, отличающегося жесткой непреклонностью. Курт убивает Старцова,
пошедшего ради любимой женщины на отступничество. В романе (и особенно в
черновиках к роману, которые хранятся в Пушкинском Доме) звучит осуждение
Старцова; но это не исключало желания автора вызвать одновременно и сострадание
к герою: «Я наделил Андрея лучшим, что мне известно. Но я наделил его
также самым горшим: отчаянием. Мир жесток, к несчастью».
Роман был встречен с большим интересом
(хотя упреки в «интеллигентской никчемности» Старцова постоянно сопровождают
эту книгу), до 1937 года роман ежегодно выходил из печати. Он сразу появился в
изданиях Русского зарубежья и там тоже получил высокие отзывы. Наделенный
большой художественной силой, роман «Города и годы» показал, что
русская литература периода революции не утратила своей способности постигать
трудные противоречия земной жизни.
В 1928 году К.А. Федин выступил с
романом «Братья», где писал о
том, как революция рассекала родство между людьми, в романе — между братьями
Каревыми: Никита — композитор, с его мучительными попытками найти своей музыке
место в революции; Ростислав — революционер, с его бравурными рассказами о
жестоких казнях, о кровопролитиях от имени революции. Братья встретились в
трудном жизненном поединке; писатель позволил пережить им чувство родства — и
все же разойтись, чтобы погибнуть одному (Ростислав) и услышать зов жизни
другому (Никита). В сознании композитора Карева рождается глубокое размышление
(прозвучавшее неожиданно для 1920-х годов, занятых классовым переустройством
жизни): «Он думал о родном, о повелевающей силе родного, о том, что
созданное человеком создано преемством, и, если сын имеет уши, он должен
слышать голос камня, положенного отцом. Это и есть родина — голос камня,
положенного отцом, — и счастлив тот, кто его слышит...»
На рубеже 1920—1930-х годов К.А. Федин
играет значительную роль в литературной жизни страны, он в руководстве
ленинградской писательской организации, ведет активную работу по сплочению
писательских сил, выступает на I съезде советских писателей, избирается в
руководящие органы Союза писателей. Федин совершает многочисленные зарубежные
поездки, которые дают ему материал для нового романа — «Похищение Европы» (1933—1935).
Деловому миру Запада здесь противопоставляется панорама социалистической
действительности. Но роман оказался наиболее схематичным из всех произведений,
он испытал наибольшее давление со стороны официальной идеологии, что мучительно
переживал художник.
Страдавший тяжелым заболеванием легких,
Константин Александрович в начале 1930-х годов лечился в Швейцарии в Давосе;
через несколько лет после этой поездки появится самый маленький и самый
поэтичный роман — «Санаторий «Арктур»» (1940).
Санаторий в горах населен обреченными (из-за неизлечимой болезни) людьми,
которые, ценя каждое мгновение жизни, борются за продолжение жизни. Главный
герой романа — Левшин — наделен сложной внутренней жизнью. Он живет любовью к
Родине, этим отличается от всех других в санатории, людей разных
национальностей. Сильная и спокойная натура Левшина дарит поддержку и надежду
тем, кто оказывается с ним рядом.
В годы Великой Отечественной войны К.А.
Федин был эвакуирован в г. Чистополь; там работал над книгой воспоминаний,
книгой размышлений над литературной жизнью в России XX века — «Горький среди нас» (1941—1968);
родственной этой явилась и книга «Писатель,
искусство, время» (1957) — портреты современников Федина. Летом 1943
года писатель выезжал на фронт, был на землях освобожденной Орловщины. В 1944
году после снятия блокады едет в Ленинград, здесь рождается книга очерков — «Свидание с Ленинградом»: «Я видел
десятки европейских городов и жил в восьми столицах. Чувство гармонии, которое
мне дается Ленинградом, нигде не повторялось... да, Ленинград остался со своим
единством прошлого и настоящего, старый и вечный город. Но прикоснемся к его
ранам». В 1942 году была написана пьеса «Испытание чувств», а также ряд очерков.
В военное время Константин Александрович
Федин приступил к созданию трилогии, отмеченной большим эпическим размахом, — «Первые радости» (1945), «Необыкновенное лето» (1947—1948), «Костер» (кн. 1-я — «Вторжение», 1961; кн. 2-я – «Час настал», 1965). Повествование
трилогии погружено в незатихающие раздумья писателя об историческом пути
России, о социально-нравственных проблемах революции. Хотя Федин отходил в
трилогии от темы Европы, все здесь обращено именно к культурному, социальному
облику XX века в целом. От романа к роману писатель следил за сменой поколений,
за взлетами, расцветами и затуханием судеб своих персонажей. Главные события
связаны с именем Кирилла Извекова, целеустремленной, нравственно
привлекательной личности. Герой проходит все испытания, выпавшие на долю его
народа, — годы революции, гражданская война, первые шаги строительства советской
жизни, репрессии, война («Герои сами сложили этот сюжет, другого они сложить не
могли»). В трилогии глубже всего раскрылись «представления о русской земле —
как о Мире, о русском народе, как о Человеке». Роман «Костер» остался незавершенным.
Константин Александрович Федин был
видным общественным деятелем, на протяжении многих лет возглавлял Союз
писателей (1959—1971), был членом Германской академии искусств; неоднократно
получал правительственные награды, был лауреатом Государственных премий. Его
произведения переведены на многие языки.
Появившиеся в последние годы в печати
фрагменты дневников Константина Александровича Федина разных лет, писем
раскрывают глубокие борения художника, постоянно испытывавшего на себе жесткую
зависимость от официальной идеологии.
Скончался Константин Александрович Федин
в Москве 16 июля 1977 года…
Комментариев нет:
Отправить комментарий