С русским алфавитом всё просто.
Славянскому письму лишь немногим больше тысячи лет, и история его известна. Во
второй половине IX века братья Кирилл и Мефодий решили принести в славянский
мир христианство, а поскольку христианство — религия книги, Кирилл придумал для
славян азбуку, глаголицу. Начертания Кирилл придумал оригинальные (хотя и
основываясь на распространённом в те времена греческом минускуле), а порядок в
общих чертах сохранил. Может быть, затем, чтобы буквами было по-прежнему удобно
обозначать цифры. Может быть, потому, что не знал другого порядка. Может быть,
потому, что алфавитный порядок языка Библии — священен — сказано же в Библии:
«Аз есмь альфа и омега», то есть начало и конец. Единственно, надо было дать
какое-то место буквам, которые обозначали звуки, отсутствовавшие в греческом:
Б, Ж, Ц, Ч, Ш и т.д. И они были поставлены либо рядом с буквами, обозначавшими
максимально похожие звуки (Б — рядом с В, Ж — рядом с З), либо в конец
алфавита. Когда вместо глаголицы стали использовать более похожую на греческие
буквы кириллицу, алфавитный порядок в целом сохранился, хотя некоторые редкие
буквы в разных списках занимают разные места, а некоторые имеются лишь в части
списков.
Греческий алфавит взял свой порядок букв
из семитского письма. Существует легенда про финикийца Кадма, который научил
греков письменности. Как и славянам, грекам понадобились дополнительные буквы,
поэтому в конце греческого алфавита мы видим отсутствовавшие у финикийцев фи
(Φ), хи (Χ), пси (Ψ) и омегу (Ω). Кстати, в ранних списках этих букв нет,
алфавит заканчивается либо на ипслоне (Y), либо вообще на тау (Т).
К этому же источнику восходит, в
конечном счёте, и латинский алфавит, вот почему порядок букв в нём так мало
отличается от привычного нам русского. Самое, пожалуй, заметное, — это то, что
на месте Г перед буквой Д (D) мы видим С (читается как «к»). Но если посмотреть
на латинскую букву G, видно, что она производна от С (и произведена была
довольно поздно — именно поэтому имя Гай долгое время сокращалось буквой С, —
никогда не слышали про «Кая» Юлия Цезаря?).
А вот откуда взялся порядок букв в
семитском письме, в точности неизвестно. Сами знаки, скорее всего, возникли не
без влияния египетской письменности, но вот порядок семиты придумали сами.
Причём ещё до появления собственно семитского письма: впервые он встречается в
угаритском письме, а оно — клинописное.
Если европейцы просто копировали порядок
букв (возможно, для того, чтобы сохранить, хотя бы в основном, за буквами их
цифровые значения), то древние индийцы, обладавшие хорошей лингвистической
традицией, получив в своё распоряжение семитское письмо, расставили буквы в
соответствии с произношением: сначала гласные, потом согласные, да и внутри
этих групп порядок тоже неслучаен. А цифры индийцы себе отдельные придумали.
Потом, через арабов, эти цифры дошли до Европы, и мы знаем их под именем
«арабских», — но это уже другая история.
Вот
еще смотрите какое мнение: факт в том, что система нынешнего
алфавита происходит от старого русского алфавита. И для запоминания его
использовался способ мыслеобразов. Ведь проще запоминать осмысленный текст, чем
зубрить набор символов. Вот и появился именно такой порядок а никакой иной.
Конечно со временем он менялся, какие-то буквы уходили, какие-то добавлялись,
но скелет, так сказать, остался.
«Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите
зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо — укъ
фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти».
Один из вариантов перевода этого текста
таков: «Я знаю буквы: письмо это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как
подобает разумным людям — постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание
— дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!»
или
вот еще интересное:
В
квадрате 7 на 7
В
первой строке:
–
Я Бога знаю, говорю добро, значит я существую.
Во
второй строке:
–
Жизнь обильна на Земле, когда истина вселенская в общине от Бога.
В
третьей строке:
–
Для всех мыслящих людей только Он (Бог) изрекает покой.
В
четвертой строке:
–
Слово, утвержденное свыше, призывает уверенно держаться устоев мудрости добра
для завершения пути, прихода в гармонию для нового начала.
В
пятой строке:
–
Защита границ нашей земли и рост обеспечивают Божье покровительство и наше
единство.
В
шестой строке:
–
Гармоничное развитие и потенциал роста моего рода и меня, как его части,
зависит от Всевышнего источника и истории рода.
В
седьмой строке:
–
Смысл жизни – в стремлении совершенствовать дух и душу до полного вызревания в
совершенную личность в вечности.
По
вертикали 1 столбик:
–
Моя жизнь, как мысль, облеченная в звук, стремящаяся к гармонии, мельчайшая
частица разума во вселенной.
2
столбик:
–
Бог создает вокруг людей твердую границу и направляет их к
самосовершенствованию.
3
столбик:
–
Знание Земли и размышление о нем призывают покой на дух нашего рода (народа).
4
столбик:
–
Говорить истину – наша традиция, наша защита, часть нашей души. (В чем сила
брат? – В Правде!)
5
столбик:
–
Благо Вселенной в том, что Бог Творец уверенно и твердо творит рост всего, для
полного вызревания семени.
6
столбик:
–
Суть бытия человеческого общества в мире, покое, равновесии, гармонии, единстве
от Всевышнего Источника к совершенной душе.
7
столбик:
–
Существующий небесный Источник приносит в наш мир и начало всего и рост всего,
и опыт людей во времени.
Диагональ
сверху вниз и слева направо:
–
Я много размышляю и основание моего творчества всевышний Источник всегда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий