суббота, 23 января 2016 г.

Настоящий детектив. Каким был Шерлок Холмс на самом деле.

Уильям Джиллет в роли
 Шерлока Холмса
 
Знаменитый сыщик с Бейкер-стрит, Шерлок Холмс, попал в Книгу рекордов Гиннесса как один из самых популярных литературных персонажей всех времен: по данным на 2012 год, о нем было снято 254 фильма (а сейчас уже больше!). Шерлок уступает по экранизациям только графу Дракуле из романа другого британца, Брэма Стокера.
Впервые Шерлок Холмс появляется в повести «Этюд в багровых тонах», опубликованной в «Рождественском ежегоднике Битона» в 1887 году. Сейчас, в информационную эру, культ ума и эрудиции так же востребован, как и в разгар индустриальной эры, утвердившей веру человечества в силу науки и техники. Именно тогда и появился герой, главное оружие которого — интеллект. Очевидно, что Холмс XXI века отличается от героя 56 рассказов и четырех повестей, написанных Артуром Конан Дойлом. Но еще при жизни сэр Артур немало удивлялся, как меняется герой вопреки воле создателя. Расследование журнала «Вокруг света» выявило истинный облик Холмса.
«Этюд в багровых тонах». Обложка
«Рождественского ежегодника Битона», 1887 год
Чего не было
Холмс никогда не носил дирстокер
Сэр Артур не упоминает эту шапку с двумя козырьками ни в одном из произведений — только дорожную кепку. Знаменитый дирстокер (дословно — «шапка охотника на оленей») появился на голове сыщика на рисунках одного из первых иллюстраторов холмсианы — Сидни Пейджета — к рассказам, в которых Шерлок расследует преступления в сельской глуши. Холмс, каким бы эксцентричным он ни был, никогда не стал бы разгуливать по Лондону в шапке для загородных поездок: в Викторианскую эпоху существовали строгие правила ношения головных уборов. Когда у Холмса были дела в городе, он носил шляпы. Однако дирстокер приглянулся американскому актеру Уильяму Джиллету, который с согласия Конан Дойла в 1899 году написал пьесу на основе произведений о Холмсе. Он сам исполнил роль сыщика, причем с большим успехом, и воплощенный им образ Холмса в дирстокере потом растиражировали в экранизациях.
Чего не было
Бенедикт Камбербэтч —
Холмс в рождественском выпуске
сериала «Шерлок», 2015 год
Шерлок не был привлекательным внешне
В мемуарах Конан Дойл отмечал, что представлял своего героя необычайно худым, «с большим крючковатым носом и маленькими, близко посаженными к переносице глазами». Однако иллюстратор Сидни Пейджет рисовал Холмса с красавца брата, и получившийся персонаж иллюстраций, по словам писателя, «заместил более выразительного, но куда менее привлекательного Шерлока, и, пожалуй, с точки зрения моих читательниц, это было даже и хорошо».




Чего не было
Шерлок Холмс проводит
 химические опыты.
 Иллюстрация Сидни Пейджета
к рассказу «Морской договор»
Он не восклицал: «Элементарно, Ватсон!»
В произведениях Конан Дойла такого нет. Фразу «О, это элементарно, мой дорогой друг!» Холмс впервые адресовал Ватсону на сцене в 1899 году устами Уильяма Джиллета. Формулировку «Элементарно, мой дорогой Ватсон!», как считается, первым употребил писатель Пелэм Грэнвил Вудхауз: ее в шутку произнес не имеющий отношения к Холмсу герой романа «Псмит, журналист», опубликованного в 1909–1910 годах. Правда, есть свидетельства, что ко времени создания романа эта фраза уже была газетным штампом. Она появилась и в первом звуковом фильме холмсианы в 1929 году, и с тех пор «Элементарно, Ватсон!» регулярно звучит с экрана.

Чего не было
Детектив не курил изогнутую трубку
 Шерлок Холмс, судя по каноническим текстам, обладал коллекцией трубок: глиняных, бриаровых (из верескового корня), янтарных. Но если бы он курил бент, гнутую трубку, Ватсон это отметил бы. К тому же Холмсу, любителю крепкого табака, вряд ли нравилось бы свойство изогнутой трубки охлаждать дым и уменьшать количество никотина и смол в нем. Бент стал непременным атрибутом Холмса стараниями все того же Уильяма Джиллета: с прямой трубкой во рту актеру было неудобно произносить реплики, а рука перед лицом заслоняла бы от зрителей его мимику. Под влиянием созданного актером образа Холмс с изогнутой трубкой стал появляться в кино.

Чего не было
Сыщик чаще использует метод абдукции, чем дедукции
Шерлок Холмс по праву гордился логическим методом раскрытия преступлений, который он называл дедуктивным. Дедукция — это умозаключение от общего к частному, однако внимательные читатели книг о Холмсе нередко отмечали, что метод сыщика вряд ли можно сводить только к таким рассуждениям.
Ряд исследователей, среди них культуролог Умберто Эко, семиотик Томас Шебёк и социолог Марчелло Труцци, утверждали, что Шерлок Холмс применял более сложный метод умозаключения — абдукцию. Это понятие ввел в научный оборот американский философ Чарлз Пирс, современник Конан Дойла. Абдукция заключается в последовательном нахождении объяснений требующему их факту и в выборе из них наиболее правдоподобного. Так что метод Холмса должен называться абдуктивным.
Что было
Имя Шерлок «Сделано» из фамилий
Sherlock происходит от староанглийских слов scir — «блестящий» и locc — «прядь волос». Изначально это имя служило некоторым средневековым британцам прозвищем, позже стало фамилией. Сперва Конан Дойл собирался назвать героя Шеридан Хоуп или Шеррингфорд Холмс. По одной из версий, сыщик в итоге получил имя и фамилию в честь скрипача-виртуоза Альфреда Шерлока и очень почитаемого Конан Дойлом американского медика и писателя Оливера Холмса. По другой — Дойл, сам первоклассный игрок в крикет, сложил имя героя из фамилий двух знаменитых крикетистов — Мордекая Шервина и Фрэнка Шеклока.
Высокий рост
В «Этюде в багровых тонах» Ватсон отмечает, что рост его соседа по квартире больше шести футов, то есть Шерлок Холмс выше 180 сантиметров.
У Холмса серые глаза
Читатели могут узнать это из рассказа «Загадка Торского моста». А вот цвет волос «единственного в мире детектива-консультанта» в произведениях Дойла нигде не упоминается, так что совсем не факт, что Холмс — брюнет или темный шатен, каким его обычно изображают. Впрочем, главный прототип Шерлока — Джозеф Белл — был темноволос.
Шерлок Холмс — правша
В «Знаке четырех» он, желая держать заряженный револьвер наготове, кладет его в правый карман пиджака.
Эталонный британский сыщик был на четверть французом
В рассказе «Случай с переводчиком» Холмс говорит Ватсону, что его бабушка была сестрой французского художника Верне — видимо, Ораса Верне, известного баталиста.

Шерлок Холмс и доктор Ватсон.
 Иллюстрация Сидни Пейджета к рассказу «Серебряный»
Холмс носил ольстерский плащ
В этой викторианской верхней одежде с рукавами и пелериной, которую так полюбили создатели фильмов о знаменитом сыщике, он появляется по крайней мере в пяти произведениях Конан Дойла.
На момент знакомства Холмса и Ватсона Шерлоку не было и тридцати
Если в рассказе «Его прощальный поклон», действие которого происходит в 1914 году, Холмсу, по словам автора, около 60 лет, то в 1881-м, когда произошло знакомство с Ватсоном, детективу примерно 27.
Холмс владел японским единоборством
Оно называлось баритсу и спасло ему жизнь в схватке с заклятым врагом, профессором Мориарти, у Рейхенбахского водопада. Только в реальности эта борьба именовалась немного по-другому и была не совсем японской. Искусство бартитсу создал английский инженер Эдвард Бартон-Райт, использовав некоторые приемы джиу -джитсу. Слово «бартитсу» составлено из названия этого японского единоборства и части его фамилии. А Конан Дойлу, возможно, врезалось в память слово из газет с опечаткой.
Шерлок Холмс также отличный боксер, стрелок и фехтовальщик на шпагах и эспадронах, кроме того, ловко пользуется хлыстом как оружием.


Холмс — композитор, мастер импровизации
Он не только думает под какофонию, которую извлекает из скрипичных струн, но и исполняет известные пьесы того времени. В повести «Знак четырех» Ватсон рассказывает, что вечером после тяжелого дня друг порадовал его скрипичным экспромтом собственного сочинения. Кстати, в рассказе «Картонная коробка» Холмс хвастает, что ему посчастливилось за смешные деньги купить в лавке старьевщика скрипку работы самого Страдивари.
Лупа — главный полевой инструмент Холмса
Уже в первом произведении о великом сыщике — повести «Этюд в багровых тонах» — Шерлок исследует место преступления с помощью увеличительного стекла и рулетки, и это самое раннее в мировой детективной литературе упоминание лупы как инструмента сыщика.


Холмс прекрасно разбирался в литературе
«1. Знания в области литературы — никаких. 2. Философии — никаких…» — пытался суммировать доктор Ватсон впечатления о Шерлоке, когда только поселился с ним на Бейкер-стрит, но в конце концов выбросил список в камин. И правильно: заявления Холмса о том, что он не забивает себе голову не имеющими практической пользы сведениями, похоже, розыгрыш. В «Этюде в багровых тонах» гений криминалистики рассуждает о детективной прозе Эдгара По и Эмиля Габорио, в ряде произведений неоднократно цитирует Шекспира и Гёте, также вспоминает мысли Никола Буало-Депрео, Франсуа де Ларошфуко, говорит о Данте, Хафизе, Жорж Санд и Флобере, а в «Тайне Боскомской долины» берет с собой почитать томик Петрарки. По мнению литературоведа Майи Тугушевой, привычка Холмса хранить табак в персидской туфле — это щегольское подражание строкам из стихотворения Роберта Браунинга «Портрет» (A Likeness), где перечисляются предметы в комнате холостяка: «…и карты с простреленным тузом, и атласная туфля в качестве портсигара, и рога серны…» А знаменитая холмсовская фраза «Игра началась!» позаимствована из монолога короля Генриха V в одноименной шекспировской трагедии.


Место. Бейкер-стрит, 221Б
Еще при жизни Артура Конан Дойла туристы осаждали лондонских гидов просьбами показать им квартиру мистера Холмса. В наши дни люди стоят в очереди перед домом 221Б по Бейкер-стрит, чтобы посетить официальный музей гения дедукции. На самом деле дома со знаменитым адресом в XIX веке не существовало. До 1920-х годов на этой улице было всего 84 дома. Когда дом с номером 221 на Бейкер-стрит все же появился, строительной компании Abbey National, располагавшейся в нем, пришлось нанять специального секретаря, чтобы он читал письма Шерлоку Холмсу, которые стали приходить по адресу, и отвечал на них. Зданию, в котором Британское общество Шерлока Холмса основало в 1990 году музей, почтовый адрес Бейкер-стрит, 221Б присвоили специальным постановлением властей, его настоящий номер — 239.
Досье
Доктора Холмсы
Шерлок Холмс гордился картотекой героев преступного мира. «Вокруг света» составил картотеку людей, «виновных» в появлении на свет великого сыщика
Джозеф Белл (Joseph Bell), хирург, преподаватель Эдинбургского университета, личный врач королевы Виктории, когда она бывала в Шотландии.
Доказательство причастности
Не учись в свое время Конан Дойл у доктора Белла, возможно, Холмс так никогда и не был бы придуман. Белл считался в университете знаменитостью, аудитории на занятиях этого преподавателя были переполнены. А все из-за его необыкновенной способности понимать о пациенте все с первого взгляда по незначительным деталям. Конан Дойл, по собственному признанию, «списал» с Джозефа Белла не только метод Холмса, но и порывистую походку героя, его эксцентричные манеры, острый взгляд и орлиный профиль.
Белл иногда консультировал полицию и выступал на суде в качестве эксперта. Так, доктор помог расследовать громкое дело француза-иммигранта Эжена Шантреля, чья жена скончалась якобы от отравления газом из-за неисправной трубы, и доказать, что женщину убил супруг. Перед казнью преступник сказал: «Мои поздравления Джо Беллу. Он славно потрудился, чтобы отправить меня на виселицу».
Артур Игнейшес Конан Дойл (Arthur Ignatius Conan Doyle), врач, писатель, журналист.
Доказательство причастности
Джозеф Белл писал своему бывшему студенту и помощнику: «Вы сами и есть Шерлок Холмс, и вы прекрасно это знаете». Конан Дойл признавал, что, коль скоро в одном человеке сосуществуют несколько аспектов личности, то внутри него живет и проницательный детектив, любящий загадки и расследования. Однако не только автор влиял на героя, но и наоборот — писатель, получавший адресованные Шерлоку Холмсу письма с просьбами о помощи, не раз исправлял ошибки полиции.
Так, Конан Дойл расследовал дело Джорджа Эдалджи, молодого британского юриста индийских кровей. Юношу обвиняли в том, что ночами он, совершая иноземные варварские ритуалы, резал коров и лошадей, принадлежавших односельчанам, и рассылал по округе письма с угрозами. Развернув кампанию в прессе, писатель добился пересмотра дела, доказал несостоятельность улик против Эдалджи и вернул молодому человеку доброе имя.
Джером Каминада (Jerome Caminada), инспектор в полиции Манчестера.
Доказательство причастности
Краевед Анджела Бакли, автор книги о Каминаде, полагает, что деятельность инспектора, известная и за пределами его города, могла стать для Конан Дойла источником вдохновения. Каминада за почти 31 год службы в полиции отправил в тюрьму больше тысячи преступников. У инспектора была сеть осведомителей в городских трущобах, наподобие холмсовских «нерегулярных войск Бейкер-стрит», как и герой Конан Дойла, он обладал феноменальной памятью на лица нарушителей закона и их «деяния» разных лет, прекрасно разбирался в химии, а ночами, изменив внешность, странствовал по злачным местам города, чтобы изучить жизнь преступного мира изнутри.
«Тайна Манчестерского кеба», совершенное при загадочных обстоятельствах убийство богатого промышленника, которое Каминада раскрыл в 1889 году, — по словам Анджелы Бакли, «сложнейшее дело, принесшее его выдающимся способностям всенародную славу и доказавшее, что он — настоящий Шерлок Холмс».
Генри Данкан Литтлджон (Henry Duncan Littlejohn), хирург, профессор медицинской юриспруденции и судебный медик, первый эдинбургский инспектор здравоохранения.
Доказательство причастности
Литтлджон был еще одной знаменитостью в эдинбургских научных кругах. Конан Дойл, несомненно, знал профессора и, возможно, слушал его лекции по судебной медицине. Эксцентричный преподаватель, чьи речи сопровождались драматическими жестами, был живой энциклопедией примеров из истории криминалистики, и ряд исследователей холмсианы считают, что личность талантливого судмедэксперта тоже могла стать источником вдохновения для Дойла.
В 1893 году Литтлджон участвовал в расследовании нашумевшего «Ардламонтского дела». В гибели юного Сесила Хэмбро от огнестрельного ранения на прогулке обвиняли сопровождавшего его наставника. Литтлджон провел баллистическую экспертизу, что было новшеством в ту эпоху, и сделал вывод, что застрелить сам себя, как на этом настаивала защита, потерпевший не мог. Однако присяжные вынесли вердикт: «Не доказано».
Кино
Главные фильмы о Холмсе


1900 «Шерлок Холмс озадачен» — первое появление Холмса на экране


1916 «Шерлок Холмс» — единственный фильм с Уильямом Джиллетом в роли великого детектива


1929 «Возвращение Шерлока Холмса» — первый звуковой фильм об этом герое. Холмс — Клайв Брук


1939 «Собака Баскервилей». Первый из 14 фильмов, где Холмса играл Бэзил Рэтбоун, которого считают «главным» Холмсом своего поколения


1979 «Убийство по приказу», фильм, где Шерлок расследует преступления Джека Потрошителя. Холмс — Кристофер Пламмер


«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», советский телесериал. Холмс — Василий Ливанов


1984 «Приключения Шерлока Холмса». Одна из лучших британских экранизаций, первый сериал с Джереми Бреттом в роли Холмса


1988 «Без единой улики». Пародия. Реджинальд Кинкейд, по сюжету нанятый изображать Холмса, — Майкл Кейн


1991 «Шерлок Холмс и звезда оперетты»; 1992 — сиквел «Происшествие у водопада Виктория». Телефильмы. Холмс — Кристофер Ли


2009 «Шерлок Холмс»; 2011 — сиквел «Шерлок Холмс: Игра теней». Холмс — Роберт Дауни — мл.


2010 «Шерлок» — телесериал. Холмс — Бенедикт Камбербэтч


2012 «Элементарно» — телесериал. Холмс — Джонни Ли Миллер


2015 «Мистер Холмс», по роману Митча Каллина «Пчелы мистера Холмса». Холмс Иен Маккеллен
Фото: iStock (x4), Getty Images (x7), Robert Viglasky / © Hartswood Films 2015, Alamy / Legion-media, Herbert Rose Barraud, A.Swan Watson/Wellcome Images (CC-BY), AFP / East News (x3), Дмитрий Донской / РИА Новости, Diomedia (x2), Legion-media (x2)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...