Ги де Мопассан
(Guy de Maupassant; полное французское имя — Анри Рене Альбер Ги де Мопассан,
Henri Rene Albert Guy de Maupassant) - французский писатель, один из великих французских реалистов второй половины XIX
века. Его творческая деятельность продолжалась всего одно десятилетие. Но след
ее оказался настолько ярок, что без него невозможно себе представить европейскую
литературу XIX века.
Ги де Мопассан родился
5 августа 1850 года в замке Миромениль около города Дьепа (департамент Сена
Приморская). Его отец — Гюстав де Мопассан, — принадлежал к аристократическому
лотарингскому роду, а мать, Лаура ле Пуатвен, происходила из культурной
буржуазной семьи. Мопассан учился в духовной семинарии города Ивето, затем
окончил лицей в Руане, в 1870 г. поступил на юридический факультет университета
в Каннах, но с началом франко-прусской войны был призван в армию. Мопассан ушел
на фронт, активно участвовал в военных походах. Послевоенный кризис сильно
ухудшил финансовое положение его семьи, молодой человек был вынужден переехать
в Париж и поступить на службу чиновником в морское министерство.
Литературные
способности проявил ещё в школьном возрасте — его первыми литературными опытами
стали стихи. Во французской столице будущий классик познакомился с Гюставом
Флобером, который стал его учителем и наставником. Общение с передовой писательской
средой в Меданском кружке Золя помогло Мопассану достичь широкого литературного
признания. Его первая новелла «Пышка» вышла в 1880 году в сборнике совместно с
произведениями уже прославленных деятелей французской литературы Золя,
Гюисманса, Сеара, Алексиса, Энника и имела оглушительный успех.
С 1880 г.
Мопассан начинает активную литературную деятельность
Когда признание
позволило Мопассану бросить службу чиновника, начался невероятно плодотворный
период его творчества. За одиннадцать лет было создано множество сборников
рассказов, написаны крупные романы «Жизнь», «Милый друг», «Сильна как смерть»,
«Монт-Ориоль», «Пьер и Жан» — полное собрание сочинений насчитывает шестнадцать
томов. Книги Мопассана неизменно имели большой успех у критиков и читателей,
его гонорары были очень высокими и позволяли содержать всю семью. Эмиль Золя
писал об истоках славы своего ученика: «Мопассан играл на всевозможных оттенках
чувств, сочетая умную сатиру с добродушной веселостью».
В конце 90-х
годов XIX века Мопассан впервые испытал острые приступы наследственных
расстройств психики, которым были подвержены его мать и брат. В 1892 году писатель
оказался в клинике для душевнобольных из-за попытки самоубийства, где и
скончался год спустя 6 июля 1893.
В основе творчества
Ги де Мопассана— трезвое, без иллюзий, понимание сути господствующих социальных
отношений, фальши буржуазной демократии и политиканства эпохи Третьей
республики, мерзости милитаризма и колониальных авантюр. Остро ощущая духовное
убожество, пошлость, эгоизм собственников, Мопассан стремился противопоставить
буржуазной морали близость к природе, правду естественных чувств человека.
Вместе с тем бесперспективность исторической ситуации после поражения Парижской
Коммуны 1871 года, порождали у Мопассана пессимистические мысли о невозможности
изменения существующего порядка вещей. В связи с этим человек у Мопассана
подчас оказывается непреодолимо одиноким («Одиночество»), беспомощным перед
случайностью («Ожерелье»), болезнью, страстью («Маленькая Рок»), смертью, перед
общим неблагополучием жизни. В иных случаях пессимизм Мопассана, разрушая
утешительные иллюзии, оказывается своеобразной формой социальной критики.
Новеллы
Мопассана — средство смелого и глубокого исследования жизни. Разнообразные по
тематике, и социальному лицу персонажей, по способу повествования, по авторской
интонации — от трагической («В порту»), элегической («Менуэт») до открыто или
скрыто иронической («Заведение Телье» и др.) и юмористической («Мощи» и др.) —
новеллы отличаются напряженным интересом к человеку, умением показать характер
и чувства героев через их действия, поступки, речевую манеру. Мопассан создал
целую галерею буржуа-обывателей, частная жизнь которых демонстрирует духовное
убожество, лицемерие чувств и отношений («Драгоценности», «Награжден!», «В лоне
семьи», «Завещание» и многие др.). Утверждая красоту любви («Лунный свет», «Счастье»),
Мопассан с горечью изображал ее профанацию, превращение в предмет купли-продажи
или грязной забавы («Иветта», «Правдивая история» и др.). В рассказах из
народной жизни Мопассан показал не только жадность и темноту французского
крестьянина («Бочонок», «Дьявол» и др.), но и страшную судьбу людей,
выброшенных на дно жизни («Бродяга», «Шкаф», «Нищий»); среди простых людей
Мопассан нередко находит нравственную чистоту и человечность («Папа Симона», «Дочка
Мартена» и др.), искренний патриотизм и способность к подвигу («Пышка», «Мадемуазель
Фифи», «Дядюшка Милон»).
В первом романе «Жизнь» (1883) Мопассан
общечеловеческую тему столкновения романтические мечты с грубой прозой жизни
наполняет четким социально-историческим содержанием; судьба главной героини с
ее чистотой и беззащитностью воплощает трагедию человека в обществе буржуазного
практицизма. Роман «Милый друг» (1885) — история карьериста, вырастающая в
памфлетно острое обличение политических нравов Третьей республики. Вторжение
духа наживы и буржуазного предпринимательства в сферу семьи и интимных
отношений составляет тему романов «Монт-Ориоль» (1886) и «Пьер и Жан»
(1887—1888). Последние романы («Сильна как смерть», 1889, «Наше сердце», 1890)
отмечены сужением социального кругозора, перенесением акцента на проблемы «чистой
психологии».
Искусству
Мопассана свойственны строгая внутренняя художественная логика, сжатость,
точность и ясность «подлинно французского языка», по словам А.Франса. За
внешней простотой его прозы скрыто сложное мастерство сочетания и виртуозного
использования литературных и речевых стилей, всего богатства общенародного
французского языка.
Многие новеллы
Мопассана были инсценированы и так же, как его пьесы (лучшая из них — комедия «Семейный
мир» по его же новелле «У постели», постановка 1893), ставились в парижских
театрах («Мадемуазель Фифи», постановка 1896; «Иветта», постановка 1901; «Пышка»,
постановка 1902, и др.), на русской и советской сцене («Мадемуазель Фифи»,
1914, «Милый друг» под названием «Господин Дюруа», 1951, и др.).
Произведения
Мопассана были переведены и изданы в России еще в 19 веке. Первым
пропагандистом Мопассана был И.С.Тургенев. Л.Н.Толстой высоко ценил талант
Мопассана, сумел понять его противоречия и духовную драму. Значение
Мопассана-художника подчеркивали А.П.Чехов, А.И.Куприн, М.Горький,
А.В.Луначарский и др.
Не раз
кинематографисты разных стран обращались к произведениям Ги де Мопассана:
Галина Сергеева в роли Элизабет Руссэ. "Пышка" (1934) |
Пышка
(1934). Режиссёр Михаил Ромм, СССР.
Руанская дева по прозвищу Пышка (1989). Режиссёры Евгений Гинзбург, Рауф Мамедов,
СССР.
Милый друг
(1983, Франция). Режиссёр Пьер Кардиналь.
Новеллы Мопассана
(2007-2011,Франция), телесериал, экранизация новелл, повестей и рассказов. Режиссёры
Клод Шаброль, Жак Руффио, Лоран Эйнеман, Дени Мальваль, Жерар Журдюи, Оливье
Шацки, Жак Сантамария, и другие.
Жизнь (2005,
Франция). Режиссёр Элизабет Рапно.
Милый друг
(2012, Великобритания, Франция, Италия). Режиссёры Деклан Доннеллан, Ник Ормрод.
В ролях: Роберт Паттинсон, Ума Турман, Кристин Скотт Томас и др.
Памятник
Мопассану работы Рауля Верле (1897 год)
в парке Монсо, Париж.
Комментариев нет:
Отправить комментарий