Журнал «Звезда» – старейший ежемесячный «толстый» журнал
России. Со времени его основания в 1924 в нем опубликовано более 16000
произведений более 10000 авторов, среди которых М. Горький, Анна Ахматова,
Алексей Толстой, Михаил Зощенко, Осип Мандельштам, Николай Клюев, Владислав
Ходасевич, Борис Пастернак, Юрий Тынянов, Николай Заболоцкий и многие другие
писатели, ученые, публицисты, критики. Из всех журналов, когда-либо
издававшихся в северной столице со дня ее основания, ни один не выходил,
подобно «Звезде», более 80 лет подряд без перерыва.
Журнал «Звезда»
не является рупором какой бы то ни было партии или финансовой группы и не
транслирует читателю какую бы то ни было моноидеологию.
В предлагаемом обзоре первых трех номеров журнала «Звезда» за 2015 год
обращаем внимание читателей на некоторые публикации. Более подробно ознакомиться с журналом
можно в Абонементе для взрослых нашей библиотеки, а также на официальном сайте журнала http://zvezdaspb.ru/.
Рубрика Хвалить нельзя ругать содержит рецензии на литературные произведения.
Ссылки дают возможность прочитать произведение
или статью на сайте журнала.
«Звезда»,
№1, 2015
Поэзия и проза
В «Меркуцио»
сказано и о Шекспире, и о Сталине, и о Михаиле Евграфовиче Салтыкове-Щедрине, и
о печальной судьбе жителя Балашова Саратовской области Павла К., 8 июня
прошлого года убившего из сострадания мучившуюся от онкологического заболевания
жену, о несправедливо устроенной жизни.
Об
авторе. Самуил Аронович Лурье
(1942-2015) - прозаик, эссеист, критик. Автор многочисленных книг. Лауреат
премий журнала «Звезда» (1993), им. П. А. Вяземского (1997), журнала «Нева»
(2002).
Наши публикации.
Александр Гладков. Дневник. 1968 год. Публикация, вступительная заметка и примечания
Михаила Михеева.
Александр Константинович
Гладков (1912—1976) — драматург, сценарист, литературный критик, известный в
свое время мемуарами о Мейерхольде и Пастернаке, которые ходили в рукописях, в
самитамиздате. И это помимо популярной комедии «Давным-давно» (1940—1941) и
снятого по ней еще через два десятка лет не менее популярного фильма «Гусарская
баллада». А потом, уже в середине 1970-х, незадолго до своей смерти, автор
достигнет, наверное, самого пика своей известности. «Из текстов обширного
литературного наследия Александра Гладкова наибольшую часть составляет то, что
при жизни автора известно было только близким друзьям, — дневники, которые он
вел почти полвека»
Былое и книги
Реплика на книгу
Александра Ливерганта «Оскар Уайльд» (М., 2014), жизнеописание знаменитого позера и
парадоксалиста: «Так что, при всей жестокости и унизительности ее финала, Оскар
Уайльд сделал-таки из своей жизни самое большее, на что он был способен».
Хвалить нельзя
ругать
В рубрике
публикуются рецензии на «Завод «Свобода»» Ксении Букши, «Ключ. Последняя Москва»
Натальи Громовой, «Музей имени Данте» Глеба Шульпякова.
О книге. Новый роман
Ксении Букши основан на фактическом материале, однако с реализмом (как со
старым, так и с новым) он не имеет ничего общего. Устаревшая форма
производственного романа в руках современной писательницы совершенно обновилась,
а каждая из сорока глав книги написана стилистически обособленно, что создает
эффект многослойности текста. Дополнительную конструктивную нагрузку несут авторские
иллюстрации. При всем этом книга получилась предельно живой и увлекательной,
глубокой и честной.
О книге. «Ключ: Последняя
Москва» – это книга об исчезнувшей Москве, которую можно найти только на старых
картах, и о времени, которое никуда не уходит. В книге много героев – без них
не случилась бы вся эта история, – но главный – сам автор, ее встреча с
«уходящей натурой» перевернула и выстроила ее собственную биографию. Новая
уникальная книга известного архивиста, автора книг о литературном быте
1930-40-х гг.
О книге. Рожденный в
конце семидесятых в затухающей, словно спичка, стране СССР, герой романа Глеба Шульпякова
мыкает свое существование между торговлей старыми книгами и случайными
журналистскими приработками. Однажды найдя дневник безвестного переводчика
Данте, герой открывает для себя мир чужого человека и находит пугающие и
чарующие параллели между судьбами - его и своей собственной. И вдруг понимает
простую истину: без любви к женщине в существовании нет никакого смысла…
«Звезда»,
№2, 2015
Поэзия и проза
Гоар Маркосян-Каспер. Париж был так
прекрасен. Повесть.
Новый роман Гоар
Маркосян-Каспер «Париж был так прекрасен…» - это антиутопия на тему ближайшего
будущего Европы, катастрофического будущего. Сама автор романа проживает в
Таллинне, то есть жизнь в Евросоюзе знает не понаслышке.
Какой же видится
ближайшее будущее Европы (на примере Парижа) Гоар Карлосовне? Объединённая
Европа избавилась от физического труда – все производства выведены за пределы,
преимущественно в Африку. Соответственно, работа (и зарплата) стали дефицитом.
Пресловутая толерантность привела к тому, что преимущественно на работу берут
представителей различных меньшинств, а обычные среднестатистические европейцы
живут на пособия и в общежитиях (приютах). Герой романа с горечью говорит: «…они
все борются и борются за права меньшинств… что ж, возможно, когда мы,
европейцы, станем в Европе меньшинством, кто-то вспомнит и о наших правах».
Образование тоже
сведено до минимума. Происходит полное разрушение европейской культуры. «Европа
уничтожала себя сама, заменяя истинные ценности ложными, в том числе в области
культуры. Поп-арт, электронная музыка, розовая слизь, вонючая грязь и
порнография в качестве литературы и кинематографа… Разврат, деградация, распад…
И все под лозунгом свободы. Свободы, которая из факела превратилась в дубинку.
На самом деле свобода — для хищников, для общественного животного, каким
является человек; куда важнее самоограничение»…
Сергей Яров. Свет и тьма
блокадного Ленинграда. О записках Н.
Дунаевской.
Недавно
опубликованные воспоминания Натальи
Дунаевской позволяют нам еще раз как выявить
своеобразие мемуарных источников об осаде Ленинграда, так и обратить внимание
на те ее подробности, которые обычно оставались в тени.
Наши публикации
Александр Гладков. Дневник. 1969 год. Публикация и примечания Михаила Михеева. (Продолжение)
Письма из прошлого
Из писем Д. Е. Максимова к М. Л. Мирза-Авакян. Публикация,
вступление и примечания К. М. Азадовского.
Дмитрий
Евгеньевич Максимов (1904 - 1987) - известный советский литературовед,
исследователь Блока, Брюсова, Белого...
Будучи
профессором Ленинградского университета, Д. Е. Максимов делал все, что мог (в
условиях советского вуза), чтобы передать студентам и аспирантам свою
увлеченность культурой Серебряного века. Письма Д. Е. Максимова — неотъемлемая
часть его творческой жизни. Дмитрий Евгеньевич был лично знаком и состоял в переписке
со многими именитыми современниками; его письма к ним (и, разумеется, их
ответные письма) — ценнейший источник, воссоздающий картину того, как зарождалось
и набирало силу — при деятельном участии самого Максимова — научное освоение
Серебряного века. Переписка Максимова открывает нам малоизвестные главы его
биографии, помогает вспомнить его своеобразный юмор, услышать неповторимые
интонации его голоса.
Былое и книги
Александр Мелихов. Свободные женщины.
Статья о книгах
Нобелевских лауреатов Дорис Лессинг, «Золотая тетрадь» (СПб., 2009), Сары
Уинман «Когда бог был кроликом» (СПб., 2012)
Хвалить нельзя
ругать
Маргарита Пимченко. Татьяна Толстая.
Легкие миры.
О книге.
Сборник «Лёгкие миры» включает в себя рассказы, повести и эссе, написанные
автором за последние несколько лет. Автор и редактор разбили содержание по
нескольким подзаголовкам: «Легкие миры» — самая «поэтическая» часть сборника,
«С народом» — публицистические зарисовки на основе наблюдений за повседневной
жизнью, «Может быть, свет» — публицистика уже на более возвышенные темы (природа
языка, тонкие проявления иных миров в повседневной реальности, бытовые раздумья,
оканчивающиеся неожиданным философским выводом), а также «Колдовство. Послесловие»
— раздел, завершающий книгу. Центральный рассказ, давший название сборнику, был
удостоен премии Белкина, которая присуждается за лучшую повесть на русском
языке фондом «Русская литературная инициатива».
Елена Васильева. Елена Минкина-Тайчер. Эффект
Ребиндера.
О книге.
Этот роман — «собранье пестрых глав», где каждая глава названа строкой из
Пушкина и являет собой самостоятельный рассказ об одном из героев. Частные
истории разрастаются в картину российской истории XX века, но роман не историческое
полотно, а скорее многоплановая семейная сага, и чем дальше развивается повествование,
тем более сплетаются судьбы героев вокруг загадочной семьи Катениных, потомков
«того самого Катенина», друга Пушкина. Роман полон загадок и тайн, страстей и
обид, любви и горьких потерь.
Надежда Сергеева. Лев Тимофеев.
Евангелиди.
О книге.
Рукопись, найденная в сгоревшем доме, рассказывает об исследователе жизни
легендарного монаха-предсказателя Авеля Васильева, жившего в конце XVIII —
начале XIX века.
Главный герой —
диссидент, пытающийся построить новую жизнь в новой стране. На страницах
романа, как и в прошлых произведениях писателя, рассказывается об эмигрантах,
политических заключенных, представителях власти, которые будто вышли из ада.
Сквозь выдуманную историю проглядывают совсем невыдуманные факты биографии
автора. По форме роман напоминает детектив: в самом начале главный герой
бесследно исчезает.
Кирилл Филатов. Алексей Макушинский.
Пароход в Аргентину.
О книге.
Действие романа разворачивается в конце XX века в Европе: главный герой
путешествует во Францию, чтобы встретиться со всемирно известным архитектором
Александром Воско — другом легендарных Миса ван дер Роэ и Жана Балладюра. Воско
олицетворяет собой ушедшую в прошлое Россию, величавую и гордую, оказавшуюся в
эмиграции. После падения монархии на одной шестой части Земли возникло «царство
дракона». Но все ли уехавшие были правы и правы ли оставшиеся в нем?
«Звезда»,
№3, 2015
Поэзия и проза
Юлия
Кисина. Элефантина, или Кораблекрушенция Достоевцева. Роман.
Главная тема романа – это описание
жизни девушки, которая (ещё в советское время) приехала из Киева в Москву
учиться, поступила в театральное училище, меняла квартиру за квартирой, вошла в
круг андеграунда, общалась с поэтами и художниками разных полов и возрастов,
потом фиктивно вышла замуж, так как очень хотела остаться в Москве. Любила героиня московского поэта, который
любовь её снисходительно принимал, но отвечать не собирался.
Об
авторе. Юлия Дмитриевна Кисина
родилась в 1966 году в Киеве. Художник, прозаик. Училась во Всесоюзном
институте кинематографии, закончила Высшую школу изобразительных искусств в
Мюнхене. Автор нескольких книг. Живет в Берлине.
Наши публикации
Александр
Гладков. Дневник.
1970 год. Публикация и
примечания Михаила Михеева. (Окончание).
Былое и книги
Александр
Мелихов. Крестовый
поход байдарочников.
Автор
рассказывает о двух сборниках статей, посвященных взаимоотношениям государства
и церкви.
О книгах.
Сборник статей Жоржа Бернаноса "Свобода… для чего?" (СПб., 2014) посвящен
духовно-нравственным проблемам и перспективам развития Европы и мира после
войны с фашизмом и атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки. В его основе – тексты
выступлений писателя во Франции, Швейцарии, Алжире в 1946-1947 годах. Автор размышляет
о проблеме коллективного отступничества и духе тоталитаризма, об утрате свободы
в процессе порабощения личности государством; анализирует не только феномен
носителя власти, но и феномен жертвы, находящей для себя алиби в непротивлении.
Сборник статей «Государство
и Церковь» (М. – СПб., 2014) посвящен взаимоотношениям государства и церкви в т.н.
«странах народной демократии», о поведении церкви в этих странах в период после
Второй мировой войны.
Хвалить нельзя
ругать
Дарья
Облинова. Мария
Ануфриева. Карниз: Роман.
О
книге. «КАРНИЗ» — так в романе Марии Ануфриевой
называется одно из специфических развлекательных мест Санкт-Петербурга.
Впрочем, подобные места есть и в других городах. В качестве названия романа
«карниз» — это, конечно, метафора. Молодая писательница говорит о вещах, о
которых не всякий решится заговорить. Вот так же и ее героиня — движется по
жизни, как по карнизу, рискуя вот-вот сорваться и загреметь…
Маргарита
Пимченко. Станислав
Савицкий. Самоучитель прогулок.
О книге.
Самоучитель прогулок - книга в помощь заядлым путешественникам. В нее вошли три
произведения в жанре мокьюментари*: повесть о любви, травелог о верности
и поучение о постоянстве веселья и грязи. СЧАСТЛИВАЯ КНИГА - это повесть о русской
Франции, о русских во Франции, о прифранцуженной России, о странном
географическом существе, которое приносило главному герою столько радости, что
чуть было не сжило со света. ТРИ ТРОЕ - это рассказ о путешествии, кратном
трем. Собрание духовно-нравственных наставлений САМОУЧИТЕЛЬ ПРОГУЛОК, давшее
название этой книге, предназначено в первую очередь для тех, кто решил
посвятить себя путешествиям.
*Мокьюментари — псевдодокументальный фильм кинематографический и
телевизионный жанр, которому присущи претензия на документальность, фальсификация
и мистификация.
О книге.
Они считались самой красивой парой богемного Петербурга начала девяностых —
кинокритик и сценарист Сергей Добротворский и его юная жена Карина. Но
счастливая романтическая история обернулась жестким триллером. Она сбежала в
другой город, в другую жизнь, в другую любовь. А он остался в Петербурге и умер
вскоре после развода. В автобиографической книге “Кто-нибудь видел мою девчонку?
100 писем к Сереже” Карина Добротворская обращается к адресату, которого давно
нет в живых, пытается договорить то, что еще ни разу не было сказано. Хотя
книга написана в эпистолярном жанре, ее легко представить в виде захватывающего
киноромана из жизни двух петербургских интеллектуалов, где в каждом кадре присутствует
время.
Полина
Бояркина. Линор
Горалик. Это называется так: Короткая проза.
О книге.
У поэта, прозаика, эссеиста и художника Линор Горалик — новый сборник. В него
включены написанные в разные годы и ранее никогда не публиковавшиеся полностью
циклы микрорассказов «Короче» и «Говорит», повести «Валерий» и «Вроде того», а
также пьеса «Свидетель из Фрязино». Тексты Линор всегда балансируют на грани
поэзии и прозы, в них — острота мига «сейчас» и его место в контексте мировой
истории. Речь, повадки и поступки персонажей — «улики» дикости и ужаса мира,
окружающего героев, но этот же мир обаятелен и интересен своей инакостью, почти
инопланетностью, он абсолютно узнаваем — и совершенно непредсказуем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий