Первому русскому
напечатанному стихотворению и первому массовому букварю – 380 лет.
Сия зримая малая
книжица,
По реченному
алфавитица
Напечатана бысть
по царскому велению
Вам, младым
детем, к научению.
Ты же,
благоумное отроча, сему внимай,
От нижния
степени на вышнюю восступай
И не леностне и
не нерадиве учися,
И дидаскала
своего всегда блюдися…
С этих строк,
автором которых, предположительно, был Василий Фёдорович Бурцов-Протопопов,
начиналась русская поэзия.
Вот так –
назидательно и складно – пробуждал читателей энергичный книгопечатник,
современник первых Романовых на престоле – царя Михаила Фёдоровича и
патриарха Филарета. Русь Московская в те годы ещё залечивала раны Смутного
времени. Но Филарет осознавал, что без грамотных, читающих подданных страна не
устоит. И к поэзии относился как к пользительной диковинке. Рифма не только
завораживала, но и встряхивала разум, пробуждала пытливость ума.
Стихотворец
понимал, что отроки хорошо воспринимают игру слов и сказанное в рифму
запоминают крепче. В этих незамысловатых строках – смысл
просветительского служения, его программа.
Ученики Бурцова
научатся излагать стихами главные мысли, подчас неуловимые в прозе. Но
первая тема русских поэтов – просвещение, учёба. Наивные строки поэта времён
царя Михаила Фёдоровича аукнутся у Ломоносова, Пушкина, Некрасова, у
Маяковского. Героика просвещения из русской поэзии не выветрится: «Дерзайте,
ныне ободрены…», «Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни…», «Там
уж поприще широко…», «Глазам трудящихся школу открой, залежалых педагогов
проветри!..» – этот благородный мотив тянется от Бурцова. Жаль, что
сегодня стихи из старинного букваря не изучают в школах. Начать бы с них
учебный год, разъяснить каждое слово, показать старинную книгу с буквицами –
как реликвию, как знамя.
Первый
московский букварь – книга, сработанная с любовью. Стоил букварь одну
копейку – ни много ни мало. А книга получилась красочная, в оформлении букваря
проявился тонкий художественный вкус Бурцова. Главная русская книга XVII века –
врата учёности для будущих Ломоносовых, Кулибиных и Татищевых. Для
многих эта книга оставалась единственной на всю жизнь – и тут, конечно,
умиляться нечему. А разве Россия ХХI века не обделена книгой?
Просветитель
пытался создать у читателя целостную картину словесного мира, показать, для
чего нужна грамотность. Имелась в виду не просто зубрёжка букв и слогов, а
инструмент для постижения мудрости. Многому он научился у белорусского
печатника Спиридона Соболя, который был наставником Василия Фёдоровича.
Рядом со стихами
Бурцов поместил гравюру «Училище»: отроки, сидя за столом, жадно читают, а
одного – нерадивого – учитель воспитывает розгой. И снова – открытие: первая
русская светская печатная иллюстрация! Как много традиций берёт начало в
бурцовском букваре…
В ХХ веке Россию
будут называть литературоцентричной цивилизацией – и не без оснований. А всему
начало – первый массовый букварь, изданный на Московском печатном дворе 380 лет
назад.
Источник:
Литературная газета
Комментариев нет:
Отправить комментарий