«Столкновение с бабочкой» – роман-сновидение,
роман-парадокс. Как повернулась бы история России ХХ века, если бы главные ее
действующие лица могли договориться, пойти на компромисс? Место действия –
Цюрих, Петроград, Гельсингфорс; персонажи как будто всем известные, но
увиденные с необычной стороны – Ленин, Николай II, императрица Александра
Федоровна, наследник Алексей, Матильда Кшесинская и – конечно – русский народ…
Избежав трагической
развязки 1917-го, российская
история движется к новой социальной
политике: в зазеркальном времени
Юрия Арабова свершается
такой убедительный перевертыш
жизни и сна,
что читателю остается
только сожалеть о пробуждении к реальной исторической памяти.
Воспоминания о будущем – времени, когда
все, что ныне
готовится, логичным образом
совершилось. Фантазия Драгунской
лишена привкуса игры
– «черные ягоды»
ирги отдают безальтернативностью. Жизнь
движется по пути
непоправимого искажения, и самые лиричные
переживания отравлены предчувствием «войны
похуже тех, про которые спектакли
и книжки».
«Царь головы» - книга удивительных историй,
современных городских мифов и сказок сродни Апулеевым метаморфозам или
рассказам Пу Сунлина. В этом мире таможенник может обернуться собакой, а
малолетний шкет вынуждает злобного сторожа автостоянки навсегда исчезнуть с
лица Земли. Герои хранят свою тайну до последнего, автор предпочитает умолчание
красноречию, лишая читателей безмятежности.
Повесть
«Уф!» начинается чересчур оптимистично. Автор сразу задает веселый тон. Он
хочет быть похожим на умудренного опытом и не стареющего плейбоя, делящегося с
нами рассказами о своих приключениях. Однако ближе к финалу голос автора звучит
все печальней. Его жизнь, скорее, можно назвать чередой разочарований. Он пишет
о любви. О любви без взаимности, что тоже не придает заметкам веселья. И все-таки
жизненная позиция героя повести очень похожа на наслаждение. Неудачи не должны
смущать увлекающиеся натуры, в погоне за счастьем им совсем не приходится
скучать. Таким образом, повесть Левитина можно воспринимать по-разному. Кто-то
подумает, что его герой только впустую тратил время, не видя главного. Но
многие позавидуют жизнелюбию персонажа.
Интернациональная
пара в предновогоднем Берлине - эту амурную завязку автору удается раскрутить в
расследование большой европейской истории. Но интрига повести - не в
разведанных героями реалиях прошлого, которые не корректируют в целом
сложившееся представление о подоплеке и трагедиях эпохи второй мировой. Нерв -
в отношении к прошлому, в трактовке исторического процесса как личной
психологической травмы. Русский эмигрант и его американская подруга
наведываются в европейское прошлое из мира, победившего историю. И найденные
героями берлинские секреты и клады, архивы и бункеры должны быть вскрыты - так
же, как глухие тайники в их памяти и отношениях.
Дневники
офицера царской России, отца писательницы Наталии Ильиной (русской
писательницы, публициста, сатирика) посвящены годам революции и гражданской
войны, перенесшим его семью из Симбирска в Манчжурию. Свидетельство частного
человека, поднятого на высоту писательского осмысления истории. Катастрофа
царской России переживается Ильиным как глубокое личное потрясение именно
потому, что сам он, как не раз признается в дневниковых записях, принадлежал к
людям, чаявшим революционных преобразований.
Действие
нового романа Алексея Варламова происходит в один из самых острых моментов в
российской истории — «бездны на краю» — с лета 1914 по зиму 1918. В нем живут и
умирают герои, в которых порой угадываются известные личности: Григорий
Распутин, Василий Розанов, Михаил Пришвин, скандальный иеромонах-расстрига
Илиодор и сектант Щетинкин; мешаются события реальные и вымышленные. Персонажи
романа любят — очень по-русски, роковой страстью, спорят и философствуют — о
природе русского человека, вседозволенности, Ницше, будущем страны и о...
мысленном волке — страшном прелестном звере, который вторгся в Россию и стал
причиной ее бед...
Комментариев нет:
Отправить комментарий