В 2014 году исполняется 140 лет со дня
создания железнодорожной станции Ржев Белорусский или Ржев-I, как привыкли
именовать эту станцию и вокзал ржевитяне.
Но когда-то этот вокзал назывался
Александровским, а посему и шоссе, ведущее к вокзалу, тоже было Александровским
(ныне Ленинградское шоссе).
Первой к нашему городу железнодорожной
веткой была Новоторжская ветка; построенная на средства казны, как часть
Николаевской железной дороги.
В 1874 году был сдан в эксплуатацию
участок Ржев-Лихославль, а через шесть лет с проложенным путем до Вязьмы
появился выход на Брест и Варшаву.
Сама станция делилась на пассажирскую и
товарную. Деревянный вокзал был типовым. Висел колокол для сигналов
отправления поездов, рядом металлический бак с кипятком, и кружкой на цепочке.
Водопровода в начале ХХ-го века в городе
не было, а водоподъемное здание Николаевской железной дороги находилось на
берегу Волги, откуда вода на станцию уже доставлялась водовозками. За вокзалом
начинался тракт, ведущий к Сытькову, Селижарову, Осташкову.
Деревянные постройки бывшего
Александровского вокзала сгорели в годы Великой Отечественной войны, да и сам
вокзал к тому времени уже никто не называл Александровским. Современное здание
вокзала было открыто в 1960 году. Расцвет станции Ржев-I, приходится на
70-80-е годы XX века. Тут и медпункт, и пост транспортной милиции, и отделение
почтовой связи, и кафе. А пассажирские поезда следуют через станцию и на юг, и
на север: «Мурманск-Адлер», «Адлер-Ленинград» и т.д. и т.п.
XXI-й век на дворе, а вокзал станции
Ржев-I тих и пуст. Поездов мало. Все пассажирские поезда южного и северного
направления теперь курсируют через Тверь. Ржевитянам, чтобы отправиться в
отпуск к Черному морю, сначала приходится добираться до Москвы или областного
центра. И только памятник В.И. Ленину, установленный в сквере, что напротив
вокзала, стоит как и прежде. Правда, скульптура Ильича стоит к вокзалу спиной,
а сам он будто с укором смотрит на город и на нас, ржевитян.
И все-таки, бывшему Александровскому
вокзалу или вокзалу станции Ржев Белорусский (Ржев-I) ныне ни много ни мало, а
140 лет. Еще одна бусинка в ожерелье ржевской истории.
Использована статья:
Горская Т. Александровский вокзал. //
Ржевские новости. – 2009. – 29 июля. – с. 7.
Комментариев нет:
Отправить комментарий