На экраны выходит фильм Александра
Митты «Шагал – Малевич». Его главный конфликт - спор двух направлений в
современной живописи, его сюжет сопоставим со сказкой о Лисе, выгнавшей
гостеприимного Зайца из его избушки.
Марк Шагал, сделавший Витебск центром
художественной жизни 10-х годов ХХ века, создавший там свою школу, воспитавший
десятки учеников, приглашает из Петербурга в качестве педагога Казимира
Малевича. И тот увлекает молодежь идеями супрематизма. По фильму, студенты
легко предают своего наставника и переходят к Малевичу - идет типичная для тех
лет борьба "нового" со "старым", и в результате основатель
школы оказывается в ней лишним.
Любой киносюжет спрямляет извивы
жизненных судеб, обостряя конфликты, которые в реальности были не столь
однозначными. Да и мало кому придет в голову по игровому фильму изучать историю
художественной мысли начала прошлого века. Но то, что визуально насыщенный
фильм привлечет внимание к мастерам, составившим гордость России, несомненно. И
хотя Митта открещивается от популяризаторской роли кинематографа, его картина
интересна уже тем, что открывает нам малоизвестные страницы собственной
истории.
В фильме соединяются несколько жанров. С
одной стороны, это байопик. Так называют кино, построенное на биографии
знаменитости. В центре сюжета - два художника. Но в фильме будет и комедия, и
драма, и мелодрама.
Александр Митта хотел снять кино,
которое привлечет внимание молодого зрителя. Главной темой он выбрал отношения
мастера и учеников:
- Если мы говорим о Шагале, то он
каждого растит, решает их проблемы, избавляет от комплексов, вытаскивает из
кризисов. Малевич же просто создает себе армию последователей, с которыми
завоевывает мир. Его лозунг - верьте в меня и идите за мной. Естественно, что
ученики Шагала пошли за Малевичем. В фильме показано, как идея на глазах
превращается в идеологию. Мы раскрываем и фантазии художников. На экране в
буквальном смысле рождаются супрематические полотна Малевича, воплощаются мечты
Шагала.
По мнению режиссера, для того чтобы
управлять эмоциями зрителей, он ввел в картину мелодраматическую линию, создал
любовный треугольник, которого в реальной жизни Шагала и его супруги Беллы не
было.
Сложная задача: в двухчасовом фильме
передать спор двух концепций в искусстве, - считает доцент МГУ Тарас Вархотов.
И это в сценарии удалось - многие эпизоды заставляют вспомнить коллизии того
времени, думать, ассоциировать события почти вековой давности с чем-то
сегодняшним. Но в фильме есть еще один конфликт - между содержанием и
кинематографической формой, в которую все отлилось. Картину интереснее
анализировать, чем смотреть. Поэтому ее потенциальная аудитория - те, кого
интересуют фигуры этих двух художников. Ну, а те, кто приходят просто смотреть
кино, утонут в потоке новой для них информации и, скорее всего, будут
разочарованы.
Как считает Ольга Мягкова с кафедры
эстетики филфака, эта доброта выглядит непривычно: между главными героями,
Шагалом и Малевичем, нет открытого конфликта. Конфликт есть между их
приверженцами - между школами, между жителями Витебска. А два художника, по
сути, не спорят, они готовы поделить небо и землю. Может, поэтому фильм
выглядит таким искренне наивным в своем желании предоставить обо всем судить
зрителю. Сам же он не выносит своего суждения, допуская любые варианты. И
зритель как бы выступает в роли жителя Витебска, который будет бороться за
какую-то свою правду.
Самую тактичную, но и самую точную формулу наших взаимоотношений с искусством вывела в нашем разговоре
первокурсница филфака Елена Щедрина: наше мнение должно быть робким.
- Гении редко бывали поняты своими
современниками - и здорово, что картина об этом напомнила. Сегодня мы тоже
имеем дело с современным искусством, восторгаемся или ругаем его, мы
категоричны в суждениях. Точно так же Шагал с Малевичем были чьими-то
современниками, и то, что сейчас стало классикой, очень многими столь же
категорично не принималось. Наверное, это обычная участь новаторов в искусстве.
Поэтому мы не должны говорить о произведениях искусства так, будто вещаем
абсолютную истину. Мы можем только смотреть и пытаться найти в себе что-то
созвучное увиденному. Наблюдать, чувствовать. Конечно, мы можем и должны
выражать свое мнение - но это мнение должно быть робким. Мы должны пытаться
понять, кто из этих новых художников - на самом деле гений нашего поколения и в
этом качестве войдет в историю. Это трудная наука, и ей учит только опыт
прошлого.
Комментариев нет:
Отправить комментарий