Уже давно ни один
российский фильм не вызывал столь колоссального интереса и яростных споров, как
лента Алексея Германа по мотивам повести братьев Стругацких «Трудно быть
Богом». Перед премьерой эпохальной картины, которую режиссёр создавал на
протяжении почти пятнадцати лет, выстраивая её так тщательно и скрупулёзно,
словно песчаную мандалу, вдова Германа и его соавтор Светлана Кармалита сделала
предостережение: это кино очень необычное и — ни много ни мало —
противопоказано большинству зрителей, поскольку реально может причинить вред
психике.
Одни называют «Трудно
быть Богом» метаниями автора по лабиринтам и закоулкам своего угасающего, явно
параноидального сознания, сравнивая просмотр с погружением в смрадную выгребную
яму его самых отвратительных ночных кошмаров. Другие же настаивают на том, что
выдающийся мастер создал изумительное полотно, лучшее за свою жизнь —
фильм-очищение, фильм-откровение, фильм-предупреждение.
Впечатлениями об этой
работе поделился Леонид Ярмольник, исполнитель главной роли благородного дона
Руматы.
Кино Германа всегда
предназначалось для своей аудитории. И тут уж всё зависит от степени
подготовленности зрителя к восприятию такого рода искусства. Это кино
особенное. Его очень трудно хвалить. Его бессмысленно ругать. Все сейчас
пытаются найти свой подход к освещению этого произведения, свою точку
применения темперамента. А дальше уже всё складывается в силу воспитания
человека, его интеллекта, вкуса, понятий чести и достоинства.
«Трудно быть Богом» –
триумф эстетики отвратительного. Во время просмотра тошнит физически. Кажется,
будто сам вдыхаешь миазмы этого чудовищно загаженного быта. Невольно в памяти
всплывают панорамы страшного, тёмного Средневековья, каким мы его знаем из
учебников истории, все эти увечные и уроды с картин Босха...
Уникальность этой
картины, её неповторимость заключаются в том, что на таком языке со зрителем
никто до Германа не объяснялся. Никто так не снимал. Так — чтобы подтолкнуть
людей к осознанию, наконец, того, зачем мы всё-таки живём, чего хотим добиться,
что стремимся переделать и каковы наши перспективы в случае, если всё и дальше
пойдёт этим же путём.
Каждый волен
интерпретировать это кино как пожелает. Всё-таки это филигранная, безупречная и
именно живая картинка. Герман на самом деле снимал кино про любовь. Только не в
том, скажем так, прикладном, утилитарном смысле как любовь между мужчиной и
женщиной, а про способность человека любить вообще как таковую. Способность
любить всё вокруг. Любить людей, уважать их, заботиться о них, помогать им,
рисковать своей жизнью ради них.
Кино действительно
сильно отличается от книги. Акценты расставлены по-другому. Минуло больше
полувека с того времени, как братья написали эту повесть. Цель, которую
преследовал Герман, быть может, преследовали и Стругацкие. Но обнажил её он. Герман
же представил всё совершенно в новом ракурсе. Выявил то, что у Стругацких было
в отступлениях, в размышлениях героя, между строк...
Но в своей сути
разницы между тем, что происходит на экране во времена условного Средневековья
и в книге, и в наши дни, нет никакой. Потому что и сегодня живут всё те же
пампы, рэбы и руматы. Существует неизменное, непоколебимое равновесие добра и
зла. Человечество, каким всегда было, таким и осталось. Но периодически
появляются вот эти странные люди — руматы, которые стремятся переделать
общество, изменить вектор человеческих отношений, выстроить другую систему
ценностей. И, несмотря на то что они в итоге терпят неудачу, борьба румат за
иную жизнь продолжается. Наш мир уже давно бы прекратил своё существование,
если бы не они.
Полный текст беседы Марии Дубинской с Леонидом Ярмольником читайте на сайте "Эхо планеты"
Полный текст беседы Марии Дубинской с Леонидом Ярмольником читайте на сайте "Эхо планеты"
Комментариев нет:
Отправить комментарий