пятница, 25 апреля 2014 г.

«450 лет “Апостолу” Ивана Фёдорова и Петра Тимофеева Мстиславца»

«Ради братий моих и ближних моих»
(девиз первопечатника Ивана Фёдорова)

В 2014 году исполняется 450 лет первой печатной русской книге «Апостол», напечатанной в Москве в 1563–1564 гг. Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем.
Работа над «Апостолом» велась в течение года с 19 апреля 1563 года по 1 марта 1564 года.
Фронтиспис и заглавная страница книги
«Древнерусская книга... Для большинства современных людей это что-то по меньшей мере загадочное. И если она не вызывает недоумения из-за непонятности, то порождает совсем другое чувство — благоговения перед непознанным, таинственным. Это чувство «священного трепета» вполне обоснованно, поскольку раньше, во времена Древней Руси, к книге относились именно так».
Марина Башлыкова, науч. сотрудник Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва

«История ума представляет две главные эпохи – изобретение букв и типографии: все другие были их следствием. Чтение и письмо открывает человеку новый мир…»
Н. М. Карамзин

"Из всех изобретений и открытий в науке и искусствах, из всех великих последствий удивительного развития техники на первом месте стоит книгопечатание"
Ч. Диккенс

19 апреля 1563 года Иван Федоров приступил к набору первой страницы своей печатной книги.
За его работой с большим интересом наблюдал пришедший в типографию Иван Грозный. Металлические буквы укладывались одна за другой - строка. Когда набранные строки образовали страницу, их заключили в специальную раму. Петр Мстиславец, соратник первопечатника, взял раму с набором и понес ее к печатному станку. Смазав краской шрифт, он наложил на него лист чистой бумаги и плотно прижал прессом. Потом поднял пресс.
Моравов А. В. Иван Федоров
 («Первопечатник»)
Иван Федоров бережно снял бумагу, еще влажную, пахнущую краской, и стал внимательно рассматривать оттиск. Проверил, хорошо ли сверстан текст, нет ли ошибок. На листе четко и ясно прочитывалось: «Деяния апостольские».
Таким и запечатлел русского первопечатника скульптор С. Волнухин - сосредоточенным, торжественным.
Он изображен во весь рост, с непокрытой головой, в древнерусской одежде.
В правой руке держит только что отпечатанный лист книги «Апостол», а левой поддерживает поставленную на скамью печатную наборную доску.
Этот памятник, установленный недалеко от того места, где была первая русская типография, прекрасно описал в своей поэме «Иван Федоров» Вл. Луговской:
Памятник первопечатнику
Ивану Федорову в Москве.
Скульптор С.М. Волнухин. 1909 г.
Врезан в сияющий свод небесный, 
Стоишь ты в Москве с ремешком на                                                                         лбу,
Стоишь ты, дьяк, у стены старинной. 

Лоб величав, бронзово чист, 

Ты для России, для Украины 
Держишь первый печатный лист.


И вот книга вышла в свет. Она облачена в тяжелый переплет из досок, обтянутых кожей.
Набрана четким шрифтом, с киноварными заглавными буквицами и значками на полях. Особенно хороши заставки перед главами: травы и ветки, кедровые шишки и виноградные листья, а под ними - красная вязь, заглавие.
Первая точно датированная русская печатная книга сохранила, по определению одного исследователя, «строгую чистоту и правильность московского пошиба письма во всех буквах и знаках», отличалась «отчетливостью букв и красотой».
Доказано, что Иван Федоров сам отливал шрифт: делал пунсоны - резанные на стали формы для каждой буквы, выбивал из меди матрицы, по которым затем отливались свинцовые литеры. Поэтому его можно смело назвать первым создателем русского печатного шрифта, он был также первым наборщиком, первым корректором. Он рисовал и гравировал.
Он был, по собственному определению, «делателем книг».
С введением на Руси книгопечатания рукописные книги должны уйти в прошлое, что отлично понимал Иван Федоров, который показал это очень наглядно: в рукописных книгах их легендарные авторы изображались сидящими и пишущими, а в московском «Апостоле» Лука книгу не пишет, он держит ее в руках, письменные же принадлежности лежат на столике. Они как бы оставлены - такой вывод делает академик Д. С. Лихачев: это знак предшествующей работы, а книга в руках не у писца - у печатника... Интересное наблюдение!
Словом, это было превосходно оформленное издание, свидетельствующее о высоком художественном мастерстве и безупречном вкусе его создателя.
В «Деяниях апостольских» есть послесловие, написанное самим Иваном Федоровым, - своего рода манифест русского первопечатника, издателя и талантливого публициста. Послесловие - первое светское произведение, вышедшее из-под печатного станка и рассказывающее о зарождении книгопечатания в нашей стране.
Иван Грозный приказал «изыскать мастерство печатных книг», после долгих поисков нашлись на Руси «некие хитрые мастера печатному делу».
Царь «повелел устроить дом от своей царской казны, где печатному делу строиться, и щедро давал из своих сокровищ делателям - Ивану Федорову да Петру Мстиславцу - на устройство печатного дела».
Древний печатный двор в Москве. Литография. Начало 1850-х гг.
В этом доме, или, как тогда говорили, в печатной избе, и была создана первая в Москве государственная типография, здесь Иван Федоров и напечатал знаменитого «Апостола»…
В свое время поэт и литературовед Сергей Наровчатов заметил, что Иван Федоров возник на фоне нашей культуры неожиданно, как Афродита из пены морской.
Печатный станок, изготовленный по
 преданию Иваном Федоровым, XVI век.
Львовский исторический музей
Какая же культурная среда питала Ивана Федорова, кто окружал его в повседневной работе, с кем он мог встречаться, у кого учился мастерству, где набирал опыт книгопечатания? Что было важного, значительного, мимо чего просто невозможно было пройти?..
Москва первой половины XVI века. Интереснейшее, противоречивое время!  Русь набирает силы, обретает черты единого централизованного государства. Расширяется торговля, растут города; централизуется система управления страны. Развиваются ремесла, закладываются основы естественно-научных и технических знаний.
В Москве развертывается большое строительство, сюда были приглашены мастера из Владимира, Пскова, из-за границы. Их трудом и вдохновением воплощаются великолепные замыслы зодчих, утверждающих в камне славу, мощь и величие Русского государства.
Наиболее значительным сооружением был, конечно, храм Василия Блаженного, который и сейчас, спустя четыре столетия, поражает своим великолепием. Создали это чудо гениальные русские архитекторы Барма и Постник.
Иван Федоров трудился над «Апостолом» как раз в то время, когда на Красной площади воздвигался этот собор.
Во время работы над «Апостолом» расписывался Благовещенский собор Московского Кремля, и Иван Федоров мог видеть на его стенах изображение древних поэтов и мыслителей - Гомера, Аристотеля, Платона, Вергилия.
На Пушечной улице - недалеко от типографии - работали замечательные литейные мастера. Среди них - Андрей Чохов, отливший много колоколов и огнестрельных орудий. Знаменитый Царь-колокол отлили братья Моторины. Работники Пушечного и Печатного дворов хорошо знали друг друга. И, несомненно, опыт литейных умельцев был использован создателями типографских шрифтов. (Из ст. Глухова А. Г. "Сеятель семян духовных" (Отечество, 2004, № 1-2, С. 45-58).



«Апостол» считается первым, точно датированным печатным изданием, так как до этого момента историки упоминают несколько подпольных печатных книг. В их числе несколько Псалтырей, три Евангелия и Триодь.
По мнению большинства экспертов, все они были выпущены в Москве в 1550 годах.
«Апостол» напечатан на французской проклеенной бумаге в лист малого формата.
В книге 267 листов (534 стр.), на каждой странице — 25 строк. Первые 6 листов — без помет. Нумерация — буквенная кириллическая, начинается с 7-го листа. Оригинальный формат точно не известен (все существующие экземпляры обрезаны переплетчиками), но примерно составляет 28×18 см (1:1,56). Пропорции наборной полосы (1:1,72) также стремятся к золотому сечению. (http://mirbukv.com/novosti-kultury/1503-apostol-pervaya-datirovannaya-pechatnaya-kniga.html)

 Большую изобретательность, изумительное мастерство первопечатник проявил при изготовлении шрифтов.
Шрифт «Апостола» изготовлен по особому образцу, отличавшемуся от современных ему западноевропейских и славянских шрифтов. Таким образцом для Ивана Федорова послужил тот крупный полуустав XVI века с небольшим наклоном вправо, который широко применялся в древнерусских рукописных книгах. Этот рукописный полуустав привлек внимание первопечатника прежде всего своей четкостью, простотой и изяществом очертаний букв.
Имело большое значение также и то, что первопечатник не хотел отпугивать читателей ненужной новизной, стремился приблизить печатный шрифт к рукописным буквам, к которым русские люди давно привыкли.
Рисунки букв «Апостола» всегда очень четки, читабельны. Их наклон вправо строго соблюден, а величина всюду одинакова, и потому строчки ровны и стройны. Также последовательно выдержано одинаковое расстояние между буквами.
Оглавление книги напечатано нарядной вязью; это сплошной узор из причудливого сплетения крупных букв.
Шрифт «Апостола» 1564 года настолько совершенен и привлекателен, что оказал влияние на западнославянское книгопечатание. В Московском же государстве этот шрифт считался образцовым в течение полувека, вплоть до начала XVII столетия.
Рука большого мастера сказалась и в верстке «Апостола». Безукоризненно прямые линии строк, совершенно одинаковые расстояния между ними, точная подгонка заглавных инициалов к строчным буквам, строго выдержанные крайние линии справа и слева — все это создает впечатление подкупающей гармонии и облегчает чтение книги.
Вязь, инициалы, вставки в тексте и на полях напечатаны красной краской (киноварью), все остальное — черной краской. Киноварь и черная краска очень высокого качества. Благодаря этому текст книги хорошо сохранился.

«Апостол» 1564 года богато украшен.
В нем, кроме нарядной вязи, имеется серия заставок — сорок восемь чудесных рисунков, отпечатанных с двадцати гравировальных деревянных досок (некоторые заставки повторяются), двадцать два красивых инициала — узорные буквы, отпечатанные с пяти досок (инициалы тоже повторяются), пятьдесят четыре маргиналии (указания на главы и на порядок чтения текста) с одной доски и, наконец, превосходный фронтиспис.
Рисунки заставок даны на черном фоне и состоят из причудливого переплетения пышных, широколистных трав с плодами в виде кедровых шишек, стручков, маковых головок. Эти растительные орнаменты очень пластичны, выразительны, полны живого движения растительных побегов. В заставках чувствуется опытная рука талантливого художника-гравера, самостоятельно, творчески перерабатывавшего мотивы заставок, известные ему по древнерусским рукописным книгам.
Особое место в книге занимает фронтиспис — замечательное произведение древнерусского художника-гравера, первая художественная гравюра на дереве в России.

Фронтиспис состоит из рамки, художественно выполненной в виде арки на двух колонках, и помещенного в эту рамку изображения легендарного автора книги — апостола-евангелиста Луки, склонившегося над рукописью. Фронтиспис отпечатан с гравюры на дереве размером 26,25хI6,6 сантиметра, причем эта гравюра также составная: фигура Луки выполнена на отдельной доске, которая вплотную вставлялась в другую доску с изображением рамки. Такое устройство двойной гравюры позволяло пользоваться не только всей композицией в целом, но; и каждой из ее составных частей в отдельности.
В этой гравюре большое мастерство художественного выполнения сочетается с глубоким и значительным замыслом: изображение человека, работающего над книгой под торжественно-великолепной триумфальной аркой, как бы прославляет вдохновенный труд создателя книги.
Итак, оригинальная усовершенствованная техника двуцветной печати, четкий и красивый шрифт, отличная верстка, безупречно грамотный текст, богатое разнообразие и тонкое художественное выполнение заставок и узорных букв, превосходный фронтиспис — все это восхищает в первой книге Ивана Федорова, изданной им в государственной типографии.
«Апостол» 1564 года является синтезом всего лучшего, что было в древнерусских рукописных книгах и в практике анонимной типографии, итогом развития книжной техники прошлого, которая была значительно обогащена первопечатником, одаренным изобретателем и новатором в области книгопечатания.
Примечательно, что итальянец Рафаэль Барберини, хорошо знакомый с мировыми достижениями итальянских типографов, в письме на родину с большой похвалой отозвался в 1564 году о московских печатниках, о работе московской государственной типографии: «В прошлом году ввели они у себя печатание ...и я сам видел, с какой ловкостью уже печатались книги в Москве».
Иван Федоров снабдил «Апостол» послесловием, в котором рассказал, как и почему на Руси началось печатное дело. Это послесловие — живой, изобилующий конкретными деталями рассказ очевидца и участника описываемых событий.

«Апостол» 1564 года — непревзойденный шедевр древнерусской печати, высшее достижение полиграфического мастерства XVI века.
Академик Д. С. Лихачев пишет, что в этой книге «до сих пор не найдено ни одной типографской погрешности (плохих оттисков, непрочно закрепленных строк, нестойкой типографской краски) и ни одной опечатки, без которых не только в России, но и в Западной Европе не обходилось во все последующие века книгопечатания ни одно издание».
«Иван Фёдоров понимал свою роль в истории русской культуры снабдив свои издания послесловиями, в которых он говорит как Бог и обращается к Богу как равный. Никогда после него ни у одного печатника не было такого высокого самосознания... Он был и остаётся первым потому, что первым создал печатные книги с таким безупречным искусством». Это была личность, равная титанам Возрождения.
Это творение Ивана Федорова было образцом для его учеников и почитателей, для продолжателей его великого дела.
Произведения всех русских печатников XVI века носят явные следы благотворного влияния фёдоровского мастерства. Но ни одно из этих произведений не могло превзойти технический и художественный уровень «Апостола» 1564 года. (http://www.raruss.ru/slavonic/slav3/1340-apostol-fedorov.html)

Выбор "Апостола" для первого издания государственной типографии оправдан тем, что "Апостол" в Древней Руси использовался для обучения духовенства. В нем заключены первые образцы толкования учениками Христа Святого Писания, а несколько ранее Московские соборы выступили с осуждением ересей, причиной которых называлось неправильное толкование Святого Писания.
Книга вышла в свет 1 марта 1564 года повелением Ивана Грозного и благословением митрополита всея Руси Макария.
Иван Федоров с Петром Мстиславцем вошли в историю как русские первопечатники, а их первое датированное творение стало образцом для последующих изданий. (http://www.ruprint.ru/2007/03/01/3515.html)

До наших дней в мире сохранилось около 70 экземпляров московского «Апостола» 1564 года. Большая их часть находится в разных городах России, прежде всего в Москве – треть всех известных сейчас. Экземпляры этой книги имеются в ряде других стран: Великобритании, США, Киргизии, Чехии, Латвии и, конечно же, в Украине. (http://prav-kniga2010.narod.ru/apostol-1564.htm)
Книжный знак Ивана Фёдорова

Будучи знаком с устройством типографского дела в Западной Европе, Иван Фёдоров как средневековый ремесленник выбирает себе особый знак — марку мастера. Форма марки представляет собой стилизованное изображение снятой воловьей шкуры, знакомое и нашему современнику. Типограф имел право на этот знак кожевенников, поскольку печатные книги переплетаются в доски, покрытые кожей, а история книги знает долгий период, когда основным материалом для письма был пергамен, то есть кожа, выделанная особым образом.
Буквы на знаке — инициалы имени и фамилии мастера, стрелу причудливой формы, разделяющую поле, сравнивали и с векторным изображением движения, и с формой рала, использовавшегося в это время при обработке земли, и с теми реками, которые «напояют вселенную». (Из ст. Башлыковой М. «Древнерусская книжность» (История: журн. Изд. дома «Первое сентября», 2013, № 3, с. 22,23).
В оформлении львовского «Апостола» использована гравюра, где рядом с гербом города Львова Иван Федоров впервые поместил свой типографский знак: S-образно изогнутая лента и стрела.
Если значение герба Львова с изображением крепостной стены, в воротах которой помещен «шагающий лев», хорошо известно — лев намекает на название города, крепостная стена означает его неприступность, а ворота с поднятой решеткой — гостеприимство, то значение знака Ивана Федорова - еще одна загадка, связанная с первопечатником.
Герб Львова и типографская марка Ивана Федорова из «Апостола». 1574г.
В этом знаке видели намек на печатный знак Альда Мануция — дельфин, обвивающий якорь; видели сходство с гербом белорусского дворянского рода Рагоза, что позволило выдвинуть гипотезу о дворянском происхождении первопечатника. Высказывалось предположение, что изогнутая лента — это река, напоминающая об известном изречении: «Книги суть реки, вселенную напояющие», а стрела - устремленность вперед, указание на прогрессивную роль печатного дела.
*Альд Пий Мануций (Aldus Pius Manutius, около 1450-1515), крупнейший венецианский типограф конца XV - начала XVI века, главная заслуга которого - издание превосходно отредактированных и текстологически выверенных произведений греческих и латинских классиков. Издательская марка Альда Пия Мануция особенно интересна для нас по той причине, что она является первой маркой, сведения о которой были письменно зафиксированы в России.
Якорь означает незыблемость и твердость веры, а рыба – дельфин – душа человеческая, удерживаемая якорем веры от зла и нечистоты.
Существует другое толкование типографского знака Альда Мануция.
Согласно ему, типографский знак Альда Мануция иллюстрирует латинскую пословицу – festina lente – «поспешай медленно»: дельфин символизирует быстроту, а якорь – сдерживающее начало. (Из кн.: Муравьевой Т. «Иван Федоров» (М, 2011), с. 195,266, 267; Немировский Е.Л. Издательская марка Альда Пия Мануция http://chiki077.mylivepage.ru/forum/1794/1130)


Примечательно, что сам Иван Федоров никогда не называл себя первопечатником.

Автограф Ивана Фёдорова,
 письмо на латинском языке саксонскому
 курфюрсту от 23 июля 1583 года
Смысл своей жизни Иван Федоров определил так: «Духовные семена надлежит мне по вселенной рассеивать».

В настоящее время многие предприятия и учреждения, связанные с книгоизданием, носят имя Ивана Федорова.
Именем первопечатника названа одна из старейших и лучших типографий в России (ныне Издательско-полиграфический холдинг «Иван Федоров») в Санкт-Петербурге, издательско-полигра-фический техникум (ныне колледж) носит его же имя, в 2010 году в связи с 80-летием со дня основания имя Ивана Федорова получил Московский государственный университет печати (бывший Полиграфический институт) - крупнейший в стране вуз, готовящий специалистов в области полиграфии и издательского дела.
И еще одно свидетельство уважения к памяти первопечатника: в 2009 году Русской православной старообрядческой церковью Иван Федоров был причислен к лику святых, как «Святой праведный диакон Иоанн, словенским книгам печатник».
День его памяти 5 декабря по старому стилю.

Памятник И. Федорову в Москве Скульптура С.М. Волнухина. 1909 г.

Памятник И. Федорову во Львове
Скульпторы В. Борисенко, В. Подольский, архитектор А. Консулов

Что почитать
Муравьева, Т. В. Иван Федоров / Татьяна Муравьева. - М.: Молодая гвардия , 2011. - 336, [1] с.: [8] л. фотоил. - (Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ : сер. биогр. Малая сер. ; вып. 18). -Библиогр. : с. 336-337.
В истории нашего отечества есть две великие даты - Крещение Руси Владимиром Святым и появление первой печатной книги на славянском языке во времена Ивана Грозного. Первая печатная книга "Послания и деяния Апостолов" появилась в первый день весны 1564 года в Москве на Печатном дворе усилиями великого энтузиаста своего дела Ивана Федорова. Детство и учение будущего первопечатника пришлись на времена правления Василия III, незадолго до которого Русь окончательно освободилась от многовекового татарского ига, зрелые годы проходили в тревожные и судьбоносные времена царя Ивана Грозного.
Знавал Иван Федоров милость и поддержку великих князей и духовенства, но и подвергался незаслуженной опале, работал в Кракове, Львове, Вильне и всегда, где бы ни находился, выступал великим просветителем и тружеником.
Перед читателями - наиболее полная биография Ивана Федорова, она построена не вполне обычно. Своеобразную оправу строго документированного исторического изложения составляет художественная повесть, которая удачно дорисовывает неизвестные черты облика первопечатника.
Прибытков, В. С. Иван Федоров / В. С. Прибытков. - М.: Молодая гвардия, 1964. –304 с.: ил. - (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ : сер. биогр.; вып. 1 (376).
Апостол 1564 года // Немировский Е. Л. Возникновение книгопечатания в Москве. Иван Федоров. – М.: Книга, 1964. – С. 271-312.
Глухов, А. «Ради братий моих»: «Апостолу» И. Федорова – 430 лет / А. Глухов // Библиотека. – 1994. - № 7. – С. 55-58.
Глухов, А. Г. Сеятель семян духовных / А. Г. Глухов // Отечество. – 2004. - № 1-2.– С. 45-58.
О книге «Апостол» см. с. 45-47.
Иван Федоров – русский первопечатник – в Москве, Литве и на Украине // Мальгин А. С. Гимн книге : энциклопедия для юношества / А. С. Мальгин. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – С. 129-139.
О книге «Апостол» см. с. 130-134.
[О художественном убранстве изданий Ивана Федорова] // Немировский Е. Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания : кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1991. – С. 168-190.
О книге «Апостол» см. с.168-175.
Первопечатный Апостол // Осипов К. Русский первопечатник Иван Федоров : пособие для учащихся. – М.: Госучпедгиз, 1955. – С. 23-32.
Печатный двор. «Апостол» // Муравьева, Т. В. Иван Федоров / Татьяна Муравьева. - М.: Молодая гвардия, 2011. – С. 216-229. - (Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ : сер. биогр. Малая сер. ; вып. 18).
Степанов, Г. Тайны печатника Иоанна / Георгий Степанов // Эхо планеты. – 2013. - № 9 (7-13 марта). – С. 41-43.
       7 марта 1573 года во Львове заработала типография, выпустившая годом позже первую на территории Украины датированную печатную книгу – «Апостол». Оба этих знаковых события связаны с именем Ивана Федорова, русского первопечатника, просветителя, гравера, выдающегося военного инженера. Великого труженика, обогнавшего свое время.

«Апостол» с. 41, 42.

Электронные ресурсы
Апостол. (Acta Apostolorum). Москва, печ. диаконом Иоанном Фёдоровым и Петром Тимофеевым Мстиславцем, 1564 [Электронный ресурс] // RARUS'S GALLERY : [сайт]. – Режим доступа: http://www.raruss.ru/slavonic/slav3/1340-apostol-fedorov.html. – 19.04.2013.
«Апостол» Ивана Федорова [Электронный ресурс] // Реликвии Мира : [сайт]. – Режим доступа:http://relicviyas.ru/glavnaya/78-apostol-ivana-fedorova.html. – 19.04.2013.
Аристов, М. Печатной книге в России исполняется 450 лет [Электронный ресурс] / Михаил Аристов // Голос России: радио: [сайт]. - Режим доступа: http://rus.ruvr.ru/2013_04_18/Pechatnoj-knige-v-Rossii-ispolnjaetsja-450-let/. – 19.04.2013.
Вышла первая датированная печатная книга Руси [Электронный ресурс] // Президентская библиотека : [сайт]. – Библиогр.: 7 назв. - Режим доступа: http://www.prlib.ru/History/Pages/Item.aspx?itemid=442. – 19.04.2013.
Демин, А. С. Послесловие к первопечатному Апостолу Ивана Федорова 1564 г. как литературный памятник [Электронный ресурс] : [статья] / А. С. Демин. – Режим доступа: http://www.pushkinskijdom.ru/Portals/3/PDF/TODRL/26_tom/Demin/Demin.pdf. – 19.04.2013.
«Друкарь книг пред тем невиданных» [Электронный ресурс] // Тужилин, Н. Мир вокруг тебя / Николай Тужилин. – Симферополь: Крым, 1966. – Глава 2 : Биография чуда.– Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/encMir/7.htm; http://www.bibliotekar.ru/encMir/index.htm. - 12.05.2013.
К 450-летию первой в России печатной книги [Электронный ресурс] // Историческая правда : [сайт]. - Режим доступа: http://www.istpravda.ru/bel/news/3080/. - 12.05.2013.
     Немировский, Е.Л. Иван Федоров и возникновение книгопечатания в Москве и на Украине [Электронный ресурс] / Е. Л. Немировский // ПЕЧАТНИК.com : портал полиграфической индустрии. - Режим доступа: http://pechatnick.com/analitika/articles/index.phtml?id=692. – 19.04.2013. 
      В т.ч. свидетельства иностранцев о начале книгопечатания в Москве.

Первая русская датированная печатная книга [Электронный ресурс] // Пером и кистью : (о русских рукописных книгах) : [сайт]. – Режим доступа: http://sschool8.narod.ru/Rukopis/10.htm. – 19.04.2013.
450 лет назад (19 апреля 1563 года) недалеко от Московского Кремля, на Никольской улице, начала работать типография Ивана Федорова. Там были напечатаны первые русские книги. Теперь они хранятся в лучших библиотеках мира. А сам первопечатник признан потомками как великий просветитель.
Полевой, П. Н. Царь – основатель печатного дела [Электронный ресурс]: очерк : [Иван IV (Грозный) и начало книгопечатания на Руси] // Российский общеобразовательный портал : [сайт]. - Режим доступа:http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?ob_no=16344&cat_ob_no=12192. – 19.04.2013.
Очерк писателя и историка русской литературы Петра Николаевича Полевого (1839—1902) в популярной форме рассказывает о причинах, побудивших царя Ивана Грозного к первым шагам по введению книгопечатания на Руси.
Полякова, О. Первая типография : 7 интересных фактов о печати [Электронный ресурс] / Оксана Полякова // Вечерняя Москва: [сайт]. – Режим доступа:
Рязанцев, А Дело Ивана Фёдорова. 450 лет русской печатной книге / Александр Рязанцев // Фонд Русский Мир : информационный портал : [сайт]. – Режим доступа: http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/publications/author/article0453-ivan-fedorov-pervaya-pechatnaya-kniga.html. – 19.04.2013.
Типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца [Электронный ресурс] // Глинские чтения : [сайт]. - Режим доступа: http://www.glinskie.ru/calendar/909. - 12.05.2013.
Юбилей русской печатной книги [Электронный ресурс] : 450 лет со дня выхода в свет «Апостола» Ивана Федорова // Русская линия : Православное информационное агентство : [сайт]. – Режим доступа: http://rusk.ru/st.php?idar=314918. – 19.04.2013.
   Львовский «Апостол» Ивана Федорова : [Электронный ресурс] // Библиотекарь.Ру : [сайт]. – Режим доступа:http://www.bibliotekar.ru/rus/103.htm. - 12.05.2013.
        Представлены отдельные страницы.

Львовский Апостол 1574 года [Электронный ресурс] // Книжные памятники Архангельского Севера : [сайт]. – Режим доступа: http://virtmuseum.aonb.ru/z5/z5_la.html. - 12.05.2013.
Львовский Апостол 1574 года - первая книга, напечатанная на территории Украины. История издания.
Апостол. Иван Фёдоров. Львов. 1574 [Электронный ресурс] // RARUS'S GALLERY: [сайт]. – Режим доступа: http://www.raruss.ru/slavonic/slav3/1573-apostol-lviv.html. - 12.05.2013.
Московский и львовский «Апостолы» Ивана Федорова Москвитина [Электронный ресурс] : [интернет-выставка, посвященная Дню православной книги] / Библиотека украинской литературы в Москве, Отдел истории украинской книги. – Режим доступа: http://prav-kniga2010.narod.ru/index.htm. - 12.05.2013.
Сценарии
Башурова, Т. Н. От камня, глины и кожи - к бумаге !: урок истории книги для детей 7-10 лет / Т. Н. Башурова // Путешествие по библиотеке : сборник сценариев, праздников, викторин, занимательных экскурсий по книжным полкам и читальным залам / отв. ред. А. Б. Фирсов. - М.: Либерея-Бибинформ, 2011. - С. 33-36. - (Детская читальня «БиблиоНЯНЯ»; вып. 17).
Константинова, Е. А. Посвящение Ивану Фёдорову - русскому первопечатнику (1510-1583): урок-путешествие для детей 7-10 лет / Елена Андреевна Константинова // Путешествие по библиотеке : сборник сценариев, праздников, викторин, занимательных экскурсий по книжным полкам и читальным залам / отв. ред. А. Б. Фирсов. - М.: Либерея-Бибинформ, 2011. - С. 37-47. - (Детская читальня «БиблиоНЯНЯ»; вып. 17).
Карнизова, Н. В. Первопечатник земли русской: мероприятие, рассказывающее о жизни и деятельности Ивана Фёдорова, для учащихся 7-9 кл. / Наталья Владимировна Карнизова // Читаем, учимся, играем. - 2011. - № 4. - С. 92-95. – Библиогр.: 4 назв.
Казаченко, Л. Дедушка Знай рассказывает: сценарий к 445-летию первой русской печатной книги / Л. Казаченко // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2009. - № 4. - С. 36-37.
Башурова, Т. Из кожи, глины и бумаги: устный журнал по истории книги / Т. Башурова // Читаем, учимся, играем. - 2009. - № 2. - С. 10-12. – Библиогр.: 2 назв. Включает страницы: «Исторические системы письма», «Первые книги», «Начало книгопечатания».
Малыгин, А. С. Литера к литере, строка под строкой: материал для урока, посвященного истории русского книгопечатания / А. С. Малыгин, М. А. Мальгин // Читаем, учимся, играем. - 2008. - № 10. - С. 63-72. – Библиогр.: с. 70 (8 назв.).
Кожинова, А. Ю. Первая печатная книга на Руси[Электронный ресурс] : сценарий проведения классного часа : [для учащихся 5-9 кл.]/ Анна Юрьевна Кожинова // Истоминская школа (Нижегородская обл.): [сайт]. – Режим доступа: http://istomino-school.ru/development/28-first-printing-book. – 19.04.2013.
Криптограмма
Романов, А. Слово о книге: криптограмма / Алексей Романов // История : [журн Изд. дома «Первое сентября»]. – 2013. – № 3 (март). – С. 32.
Отгадав ключевые слова и заменив цифры буквами, вы прочтете пять крылатых изречений мыслителей прошлого о книге и о ее роли в жизни человека.

Иван Фёдоров первопечатник[Электронный ресурс] : презентация к уроку литературы на тему «История книги». – Режим доступа: http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Ivan-Fjodorov/Ivan-Fjodorov-pervopechatnik.html. – 19.04.2013. Содержание презентации «Иван Фёдоров.ppt»
Слайды из презентации «Иван Фёдоров первопечатник»
Петроева, Л. Г. Первопечатник Иван Федоров[Электронный ресурс] : [презентация к 500-летию со дня рождения Ивана Федорова] / Петроева Людмила Геннадьевна //Социальная сеть работников образования : [сайт]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/klassnyi-chas-pervopechatnik-ivan-fedorov. - 19.04.2013.
Чикмарева, Л. В. Первая печатная книга на Руси[Электронный ресурс] : [презентация] / Л. В. Чикмарева. - Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/162231/. – 19.04.2013.
Фильм
Первопечатник Иван Федоров [Видеозапись]: ист. -биогр. фильм/ авт. сцен. Е. Вейсман ; реж. Г. Левкоев -М.: Миллениа, 2001. -1 вк. (45 мин. ) ; ч. /б. , в коробке-(Наследие).

Петр Мстиславец - книгопечатник, сподвижник Ивана Фёдорова

Одним из ближайших единомышленников Ивана Федорова был Петр Мстиславец.
Об этом человеке известно довольно мало. Родился он, как ясно из прозвища, в городе Мстиславле. Год рождения его неизвестен (в первой половине 16 века), да и вообще трудно сказать что-то определенное о жизни Петра Мстиславца до того момента, когда в 1564 он встретился с Иваном Федоровым. Летописи сообщают, что Петр учился у знаменитого белорусского культурного деятеля Франциска Скорины, который тоже занимался печатанием книг. Возможно, именно тот факт, что Петр был знаком с книгопечатанием, привел его в Москву и помог найти работу в Печатном доме Ивана Федорова.
После второго издания по неизвестным причинам обоим первопечатникам пришлось покинуть Москву. Они основали типографию в Заблудово (местечко в Гродненской губернии), в имении гетмана литовского и ревнителя православия Г. А. Ходкевича, где в 1569 году выпустили Учительное Евангелие.
После этого Пётр Мстиславец расстался с Иваном Фёдоровым.
В конце 1560-х годов, из-за конфликтов с консервативно настроенным духовенством и переписчиками книг, Иван Федоров и Петр Мстиславец вынуждены были переехать в Литву. Вскоре они расстались. Петр переехал в Вильно, где основал новую типографию. Здесь он печатал «Евангелие», «Псалтырь» и «Часовника». Именно Пётр Мстиславец разработал и внедрил так называемую уставную азбуку великорусского почерка, которая стала основой евангельских шрифтов.
Шрифты, нарисованные и выгравированные Петром Мстиславцем для этих изданий, отличались четкостью и изяществом, что определяло и качество набора, выполненного аккуратно и технически безукоризненно.
Последние сведения о печатнике относятся к 1576 - 1577 гг.
К сожалению, сведений о дальнейшей судьбе Петра Мстиславца не сохранилось.
Наследие Петра Мстиславца невелико - всего семь книг. Но влияние его на последующее развитие типографского производства и книжного искусства было весьма плодотворным. Это заметно в изданиях многих белорусских, украинских и русских типографов, работавших в конце ХVI - начале XVII в.
В Национальной библиотеке Беларуси хранятся два издания, напечатанные Петром Мстиславцем в Вильно: Евангелие(1575), приобретенное библиотекой в конце 2001 г., и Псалтырь (1576), поступившая в фонд в 1920-е годы из коллекции известного белорусского ученого А. Сапунова.
Что почитать
Киреева, Г. Год книги. Наследие. Петр Мстиславец [Электронный ресурс] : об изданиях Петра Мстиславца – белорусского первопечатника, сподвижника Ивана Федорова / Галина Киреева // Беларусь сегодня : газета : [сайт]. - 2012. - 16 марта. – Режим доступа: http://www.sb.by/post/128135/. - 12.05.2013.
Петр Тимофеев Мстиславец [Электронный ресурс] // Словарь книжников и книжности Древней Руси / Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. - Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4509. – 12.05.2013.
Петр Тимофеев Мстиславец (? —не раньше 1579), первопечатник [Электронный ресурс] : биогр. справка // Большая энциклопедия русского народа / Институт Русской Цивилизации : [сайт]. - Режим доступа: http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=4887&abc=1. - 12.05.2013.
Петр Мстиславец, соратник Ивана Федорова [Электронный ресурс] // poly3 – Полиграфия и печать : [сайт]. - Режим доступа: http://www.poly3.ru/info/differ/differ_010211_01.html. - 12.05.2013.

О памятниках Петру Мстиславцу (г. Мстиславль)
Памятника Петру Мстиславцу в Москве нет. Зато есть в "белорусском Суздале", городе Мстиславле Могилёвской области.
Мстиславец Петр [Электронный ресурс] : [о двух памятниках Петру Мстиславцу, установленных в г. Мстиславле] // Могилевский областной исполнительный комитет: [сайт]. - Режим доступа: http://region.mogilev.by/ru/page/mstislavets_petr. - 12.05.2013.
Ко Дню белорусской письменности в 2001 году на пересечении улиц Ворошиловской и Советской Мстиславля был открыт памятник выдающемуся просветителю и книгопечатнику Петру Мстиславцу. На нем Петр изображен уже в зрелом возрасте, стоящий с развернутой книгой в руке. В бронзовой трехметровой фигуре первопечатника скульптору удалось показать главное – красоту мудрости просветителя, его веру в величие печатного слова и силу знаний. Это уже второй памятник Петру Мстиславцу в этом городе.
Памятник Петру Мстиславцу в Мстиславле (был установлен 2 сентября 2001 года к празднованию Дня письменности).
Скульпторы А. Ботвиненок, А. Чигрин, архитектор Ю. Казаков.
Фот. Артамонова Александра http://artcode.by/2012/ViewArticle.aspx?date=28.11.2012
Мстиславль, памятник Петру Мстиславцу [Электронный ресурс] : [фотографии Андрея Дыбовского (2007-2008 гг.)] / Андрей Дыбовский. - Режим доступа:http://globus.tut.by/mstislavl/pomnik_rik_mstislavec_gallery.htm. - 12.05.2013.
Первый памятник, установленный в 1986 году, удобно расположился между зданиями бывших мужской гимназии и Иезуитского костела. Здесь книгопечатник представлен в монашеской одежде еще в юношеском возрасте, видимо, перед уходом в Москву. Сидящий на груде камней, он показывает рукой в сторону России.
Памятник юному Петру Мстиславцу
Фот. Андрея Дыбовского
Мстиславль, памятник Петру Мстиславцу [Электронный ресурс] : [фотографии  Андрея Дыбовского, П. Антипова (2006,2007 гг.)] / Андрей Дыбовский, П. Антипов. - Режим доступа: http://globus.tut.by/mstislavl/pomnik_kost_mstislavec_gallery.htm. - 12.05.2013.

Материал подготовила Субботина С. Н.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...