27 мая исполнилось 90 лет со дня рождения
Константина Дмитриевича Дунаевского, летчика-разведчика, Героя Советского
Союза.
Предлагаем статью Вячеслава ВОРОБЬЕВА, профессора Государственной
академии славянской культуры, опубликованную в газете «Тверская жизнь», №91, за
19 мая 2012 г.
Все решала разведка
В первые дни войны выяснилось, что
разведывательная авиация не в состоянии обеспечить Ставку оперативной
информацией о положении дел на фронтах, и 15 августа 1941 года был создан 2-й
авиаполк разведчиков Главного командования Красной Армии на самолетах Пе-2 в
составе трех эскадрилий.
В течение августа и сентября шло
переучивание летного состава, формирование экипажей. В бомбоотсеках монтировались
аэрофотоаппараты.
На протяжении войны авиаполк, «за проявленные
отвагу, стойкость, дисциплину и организованность, за героизм личного состава в
боях с немецкими захватчиками» преобразованный в 47-й гвардейский, обеспечивал
Ставку развединформацией при подготовке ликвидации Великолукского плацдарма
противника, добывал сведения, необходимые для прорыва блокады Ленинграда,
ликвидации укрепленного плацдарма в районе Великих Лук, Демянского плацдарма
и осуществления Ржевско-Вяземской операции, проведении Орловско-Брянской
операции на Курской дуге.
В 1943 году в полк прибыл лейтенант
Дунаевский — будущая гордость этой авиачасти. Константин Дмитриевич родился
27 мая 1922 года в Ржеве, здесь же учился в школе и аэроклубе, затем поступил
в Батайское авиационное училище и по завершении учебы работал на Дальнем
Востоке. Перед самой войной он окончил Чкаловскую военную авиационную школу,
но на фронт сумел попасть только в декабре 1943 года. Зато это был особый полк,
в боевой судьбе которого слава и доблесть ежедневно ходили рядом со смертью, а
добытые им разведданные порой решали судьбу стратегических операций.
Экипаж Дунаевского среди летно-технического состава (архив В. Воробьева)
|
Дунаевский одним из первых стал вылетать на разведку крупных тыловых объектов в дневное время. По десять раз его самолет появлялся днем над Берлином, Данцигом и Гдыней, восемь раз — над Кенигсбергом, шесть раз — над Штеттином. После расшифровки доставленных им разведданных в воздух поднимались большие группы наших штурмовиков и бомбардировщиков, нанося весомый урон врагу. В экипаж Пе-2 входили кроме командира летчик-наблюдатель старший лейтенант Плис Нурпеисов, стрелок-радист старший сержант Сергей Кононов (уроженец Торжка) и воздушный стрелок старший сержант Михаил Панфилов.
15 мая 1944 года при разведке
железнодорожных узлов и аэродромов в Белоруссии экипаж попал в тяжелую обстановку:
у Могилева гитлеровцы встретили самолет шквальным зенитным огнем. Но разведчик
не сошел с боевого курса и сфотографировал цель. У Бобруйска его снова
обстреляли. При первом заходе на цель прямым попаданием снаряда вывело из
строя левый мотор. Но, не смотря на серьезное
повреждение машины, Дунаевский сделал второй заход, заснял цель и возвратился
на аэродром.
Во время операции «Багратион» по
освобождению Белоруссии в июле 1944 года командир полка докладывал в Ставку:
«Экипажи Глушенкова, Дунаевского при сильном противодействии ПВО противника
сфотографировали предмостные укрепления города, порта и крепости Кенигсберг и
укрепленный район Мазурских озер». Вот когда еще начали готовить штурм
столицы Восточной Пруссии.
7 сентября экипаж Дунаевского проводил
разведку нескольких восточнопрусских железнодорожных узлов. В районе
Ортельсбурга его атаковали три истребителя. Маневрируя и отстреливаясь,
экипаж уходил к своим, но близ линии фронта самолет был прижат к земле, а его
правый мотор вышел из строя. Дунаевский сумел перетянуть через фронт и сел на
переднем крае. Немецкая артиллерия открыла огонь по самолету, но экипаж, успев
вынуть из фотоаппаратов отснятые кассеты, укрылся от обстрела.
В начале января 1945 года по заданию
Ставки Верховного главнокомандования
экипаж гвардии старшего лейтенанта Дунаевского на Ту-2 выполнил с
высоты 7000 м подробное площадное фотографирование Берлина, на основании которого
Генштаб и маршал Жуков начали планировать взятие столицы фашистской Германии.
26 марта экипаж Дунаевского получил
задание произвести разведку двух аэродромов противника в районе Берлина.
Задание было выполнено, а на обратном пути экипаж, невзирая на огонь зениток и
патрулирование истребителей, зашел по
собственной инициативе на центр города и произвел его фотографирование.
К апрелю 1945 года, то есть за год с
небольшим, командир звена гвардии старший лейтенант Дунаевский произвел 106
боевых вылетов на дальнюю разведку глубоких тылов и объектов обороны
противника, из них 10 — в дневных условиях. 27 боевых вылетов были выполнены в
сложных метеорологических условиях, при малых высотах, с одновременной
штурмовкой немецких войск, эшелонов и автоколонн. По штабным данным, экипаж Дунаевского
сфотографировал 148 аэродромов, 3646 железнодорожных эшелонов, 1735 зенитных
батарей, 925 судов и много других объектов. После взятия Кенигсберга, укрепления
которого наш земляк неоднократно сфотографировал в подробностях, Дунаевский
был представлен к званию Героя Советского Союза.
В начавшейся 16 апреля битве за Берлин
приходилось подниматься в воздух по 3—5 раз в день. 23 апреля экипаж трижды
летал над Берлином, возвращаясь с ценными сведениями, помогавшими наземным
войскам продвигаться вперед. В четвертом полете радист Сергей Кононов передал
по рации донесение Дунаевского: «Задание выполнил, иду домой». Но самолет был
сбит зенитным огнем, и лучший в полку экипаж погиб.
18 августа 1945 года гвардии старшему
лейтенанту Константину Дмитриевичу Дунаевскому посмертно было присвоено
звание Героя Советского Союза.
В настоящее время 47-й гвардейский
Борисовский Краснознаменный ордена Суворова III степени разведывательный
авиаполк ВВС России базируется в Воронеже. 9 мая 2001 года один из самолетов
СУ-24МР этого полка с бортовым номером 1 получил имя «Константин Дунаевский».
На его фюзеляж была нанесена символика боевых заслуг полка: знак «Гвардия»,
орден Красного Знамени, орден Суворова и надпись «Борисовский», а также
«Золотая Звезда» Героя, которой удостоился наш земляк.
Комментариев нет:
Отправить комментарий