14 марта в России отмечается День православной книги. Дата праздника выбрана не случайно: именно в этот день в 1564 г. в нашей стране увидела свет первая печатная книга Ивана Фёдорова «Апостол».
Труды отцов церкви, жития святых, книги священников о собственном духовном
опыте, книги о церковных обрядах, православных праздниках, руководства по
участию в церковных таинствах, проповеди, книги о воспитании детей – все это
православная литература. Совсем недавно в православной литературе появился еще
один жанр, сразу ставший очень востребованным – книги, написанные
священнослужителями для светских читателей. Это рассказы из жизни и
священнослужителей, и людей светских, необычных, нестандартных, харизматичных.
И начало ему положила книга митрополита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые».
Буквальный перевод с греческого языка слова «православие» означает
«правильное учение». Православие – направление христианства, которое исповедует
основы добра, миротворчества и веротерпимости. Эти же ценности несет и
православная книга. Поэтому понятие «православная книга» гораздо шире, чем
просто церковная книга. В середине XX века, когда найти Библию и Евангелие было
практически невозможно, роль православной литературы играла русская классика.
Ф.М. Достоевский, один из самых ярких православных писателей и мыслителей
XIX века, сказавший так много страшной правды о человеке, заглянувший в темные
бездны человеческой души, писал об извечной борьбе добра со злом, о страдании и
покаянии, о том, как пройдя мучительным путем греха, раскаявшись и обратившись
к Богу, человек разрешает «проклятые вопросы» и постигает истинный смысл жизни.
Целый ряд русских религиозных философов считают себя «духовными детьми
Достоевского», как заметил Н. Бердяев. «Мы хотели бы ставить и решать
«метафизические вопросы» в том духе, в котором их ставил и решал Достоевский»,
– пишет он.
А.С. Пушкин, Н.С. Лесков, создавший, по словам М. Горького, «целый
иконостас праведников и святых», Б. Зайцев, Н. Шмелев – все они мыслили в
категориях православия, о чем говорит все тот же Н. Бердяев: «В русской
литературе религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо
литературе мира. Вся наша литература … ранена христианской темой, вся она ищет
спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для
человеческой личности, народа, человечества, мира».
И произведения советских писателей К. Паустовского, В. Крупина, О.
Николаевой, Ю. Кублановского, В. Белова, прошедшего Афганистан В. Николаева,
писателя-фронтовика Ю. Бондарева, и, казалось бы, совсем не православных Ч.
Айтматова и Ф. Искандера, поднимают все те же вечные христианские темы и ищут
духовные идеалы: свобода, нравственность, любовь, гуманизм, смысл жизни, выбор
между добром и злом, место человека в этой жизни. А разве не православные
писатели В. Шукшин, В. Солоухин, В Распутин? Пусть церковь называет их
произведения не православными, а душеполезными, но по сути своей, именно о
православных, христианских ценностях идет в них речь. Таким образом, границы
между православной церковной книгой и книгой светской по сюжету, но глубоко христианской
по сути, провести довольно сложно.
Источник: http://vokrugknig.blogspot.com/2021/03/blog-post_45.html
В читальном зале центральной библиотеки им. А.Н. Островского ко Дню
православной книги подготовлена книжная выставка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий