вторник, 15 сентября 2015 г.

«Нет на свете занятия милее и душеполезнее, чем писать для детей»

ГРИГОРИЮ КРУЖКОВУ – 70! 

Очевидно, я чудак
И всегда им буду: 
Обожаю вечерком
Перемыть посуду. 
Слева в кране – кипяток,
Справа – кран холодный. 
Руки заняты, 
Зато
Голова свободна.

Григорий Кружков - поэт, переводчик, сказочник, серьезный исследователь литературы, – такой же чудак, как все те, с кем мы встречаемся в его сочинениях. Он и сам в этом признается. Такие веселые стихи с фантазией мог написать лишь человек, который хорошо помнит себя в детстве и не разучился играть до сих пор. Действительно, Григорий Кружков, человек способный на веселые выдумки и игры.
Он совсем не собирался стать поэтом, да еще детским.
Он родился, вырос, учился в Москве. В старших классах увлекся атомной физикой. Мю-мезон, пи мезон, сигма-минус-генерон – звучало не хуже, чем Цейлон и Тасмания в любимых приключенческих книгах. «Я не мог сопротивляться зову Тайны  «пошел в физики», - признавался Кружков.
Он окончил физический факультет Томского университета, затем аспирантуру, занимался научной работой.
«И пришла пора, когда я почувствовал поток каких-то других частиц, пронизывающих мир, вспоминал Кружков. – Это были нейтрино печали. Нейтрино веселья. Первые шли от луны и звезд, вторые от солнца. Они отзывались в душе и рождали странные образы и слова».
За три года он написал три книги для дошкольников и младших школьников: «Холодно – горячо», «Подледный лов», « «Облако с крылечком». И оказалось, что ученый-физик Кружков умеет веселиться и играть, как ребенок.
Большая часть его стихотворений – перевертыши. В них все необычно, чудно, неожиданно.
Вот червяк, который сидит в падающем яблоке и размышляет о своем космическом полете в стихотворении «Слетело с ветки яблоко». Вот скучающее огородное чучело из другого стихотворения приглашает птичек в гости – в огород, чтобы полакомиться овощами. Вот шахматные короли на доске, потеряв свою свиту и рать,
Поцеловались,
Помирились –
И стали
В «классики»
вместе играть!» «Шахматные короли»
Кружков зовет играть в словесные лингвистические игры. Оказывается, как трудно сладить с окончаниями винительного и родительного падежей у существительных «воробьи» и «голуби». Об этом в стихотворении «Как воробей стихи сочинял».
Я люблю лишь воробьёв,
Не люблю я голубьёв!
НЕТ, ТАК НЕ ВЫХОДИТ...
Не люблю я голубьёв, 
А люблю я воробьёв!
ОПЯТЬ НЕ ТО. А ЕСЛИ ПО-ДРУГОМУ?
Я люблю лишь воробей, 
Не люблю я голубей!
ТРУДНО-ТО КАК, А?
Не люблю я голубей, 
А люблю я... воробей!
ТЬФУ ТЫ! ИЛИ НЕТ... ПОСТОЙТЕ-КА!
Не люблю я голубей, 
А люблю я, воробей, 
Чтобы зёрна только нам 
Доставались –
Воробьям!
УРА! ПОЛЕЧУ, ВСЕМ ВОРОБЬЯМ ПРОЧИТАЮ!


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...