пятница, 6 марта 2015 г.

Петр Павлович Ершов. К 200-летию со дня рождения


Петр Павлович Ершов, поэт, писатель и драматург, родился 6 марта 1815 года в деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии. Сейчас деревня носит название Ершово. Отец Ершова служил полицейским чиновником в Березове, там же Петр с отличием окончил уездное училище. В 1827 году начинает учиться в Тобольской гимназии. Дружит с композитором А.А. Алябьевым и людьми, сплотившимися вокруг сибирского краеведа и разносторонне талантливого человека – П.А. Словцова. Ершов много путешествовал по Сибири, общался с пестрым тобольским обществом, купцами, ссыльными.
В 1831 году Ершов, в связи с переводом отца на службу в Петербург, поступает на философско – юридический факультет Петербургского университета. Молодые тогда профессора кафедры русской литературы П.А. Плетнев и А.В. Никитенко оказывали свое покровительство Ершову. В 1834 году была написана сказка в стихах «Конек-Горбунок», благодаря которой девятнадцатилетний писатель приобрел известность, перед ним открылись двери в литературный мир столицы.
А.Ф. Афанасьев. Иллюстрация к сказке 
«Конек-горбунок». 1897 г.
 Ершов использовал многие народные сказочные сюжеты (об Иване-дураке, Сивке-Бурке, Жар-птице и др., создав на их основе вполне оригинальное произведение, по стихотворной форме близкое пушкинским литературным обработкам русских сказок (А.Ярославцев передавал слова А.С.Пушкина, сказанные автору Конька-Горбунка: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить»). Образ Конька-Горбунка вполне оригинален. Тем не менее сказка Ершова бытовала как народное произведение, вызывая к жизни множество подражаний и прямых подделок (например, в 1870–1890-х вышло около 40 поддельных Коньков-Горбунков общим тиражом около 350 тыс. экз.). С подлинными образцами устного народного творчества Конька-Горбунка роднит не только особая сказительская манера – веселая, с прибаутками, балагурством, обращениями к слушателям и т.п., но и «космизм» запечатленного в сказке крестьянского мировоззрения («против неба – на земле»), соседство достоверно изображенных быта и нравов крестьян со сказочными чудесами, например, на спине наказанного кита стоит село, обитатели которого живут своими обыденными заботами и радостями. Образ ершовского Ивана-дурака, ироничного, скрывающего за своими дурачествами, нарушениями общепринятых норм поведения настоящую мудрость, бескорыстие и внутреннюю свободу, выявил смысловые возможности «дураков» русских сказок, родственных юродивым в церковной традиции.
А.Ф. Афанасьев. Иллюстрация к сказке
 «Конек-горбунок». 1897 г.
В 1834–1836 Ершов довольно активно участвует в литературной жизни столицы, входит в кружок В.Г.Бенедиктова, публикует лирические стихотворения, отмеченные влиянием последнего («Молодой орел», «Желание» и др.). Всего за этот период в печати (в основном в «Библиотеке для чтения») появилось 10 стихотворений Ершова. Среди них баллада «Сибирский казак» (1835) – оригинальная интерпретация сюжета «Леноры» Г.-А.Бюргера. В те же годы Ершов опубликовал драматическую сцену «Фома-кузнец» (1835) и пьесу «Суворов и станционный смотритель» (1836).


Летом 1836 Ершов с матерью (отец и брат скончались в 1833 и 1834) возвращается в Тобольск, питая надежды на широкую просветительскую деятельность в Сибири (изучение жизни местных народностей, издание журнала и др.). Эти планы, сложившиеся под влиянием университетского товарища К.И.Тимковского (впоследствии осужден по делу петрашевцев), нашли выражение в стихотворениях Тимковскому («На отъезд его в Америку») (1835, опубл. 1872) и «Послание к другу» (1836), но осуществиться им было не суждено. Ершов поступает учителем в тобольскую гимназию, где в разных должностях прослужил до отставки в 1862 (с 1844 инспектор, с 1857 директор гимназии и дирекции народных училищ губернии). (В числе его учеников был Д.И.Менделеев).
В сибирские годы Ершов писал немного, но не оставлял литературных занятий, хотя его сочинения, пересылавшиеся в столицу через друзей, уже не имели успеха. Всего с 1837 до конца его жизни в печати появилось 28 его новых стихотворений, в т.ч. отклик на смерть Пушкина «Кто он?» (1837). Самое значительное среди них – романтическая поэма из времен покорения Ермаком Сибири «Сузге». Публикация цикла из семи рассказов «Осенние вечера» (1857; начаты в 1850 под загл. «Сибирские вечера»), с которыми Ершов связывал надежды на возвращение в литературу, и пьесы «Купец Базим, или Изворотливость бедняка» (1858) прошла незамеченной. Грандиозный замысел поэмы «Иван-царевич» в 10 томах и 100 песнях, о котором Ершов сообщал А.Ярославцеву еще в конце 1830-х, остался неосуществленным. Около 30 стихотворений увидели свет много позже смерти поэта (среди них наиболее интересны цикл «Моя поездка», 1840, опубл. 1950; «Грусть», 1843, опубл. 1872; «В.А.Андронникову», 1860-е, опубл. 1940).

Умер 30 августа 1869 в Тобольске. Похоронен на тобольском Завальном кладбище. Надпись на памятнике гласит: «Петр Павлович Ершов, автор народной сказки «Конек-Горбунок».

Вот уже почти два века сказка Петра Павловича Ершова "Конек-горбунок" - одна из самых любимых читателями, одна из первых книг нашего детства. Многие замечательные художники обращались в своем творчестве к этой сказке.

Художник П. П. Соколов-Скаля. Ершов, П. Конек-горбунок. -  М.: Росгизместпром, 1951 г. 






Николай Михайлович Кочергин — график, живописец, иллюстратор. Заслуженный художник РСФСР.









Владимир Алексеевич Милашевский - художник-иллюстратор детской книги 





Дмитрий Павлович Дмитриев (1925-1980) — график, иллюстратор.





Анатолий Владимирович Кокорин — советский  художник, график, иллюстратор.



Игорь Аркадьевич Вышинский – украинский художник-иллюстратор





Любимые детьми и взрослыми экранизации



«Конёк-Горбунок» — советский полнометражный цветной художественный фильм-сказка, поставленный на студии «Союздетфильм» в 1941 году режиссёром Александром Роу по мотивам одноимённой сказки Петра Ершова и русских народных сказок.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...