Елена Моисеевна Ржевская — русская
писательница. Почётный гражданин г. Ржева (2000).
Елена Моисеевна Ржевская родилась 27
октября 1919 года в Гомеле. Окончила Литературный институт им. Горького (1948).
Участница Великой Отечественной войны. На фронт попала под Ржев военным
переводчиком в штаб 30-й армии. В дни падения Берлина участвовала в поисках
Гитлера, в проведении опознания и расследовании обстоятельств его самоубийства.
Когда вернулась домой в Москву из
Берлина и стала писать, ее потянуло обратно в пережитое на ржевской земле в
невзгодное время поражения. Писать помогали фронтовые тетради, которые она вела
на протяжении всей войны. Беглые заметки, обрывки диалога, зарисовки на ходу
служили заготовками к рассказам. Вскоре сложился цикл рассказов «Под Ржевом»,
который Е.М.Ржевская отнесла в журнал. Но рукопись вернули: «Рассказы
печальные. У вас быт войны, стоит ли его вообще описывать?» Так надолго
оборвалась для нее тема войны. Она начала писать повести о жизни без войны,
хотя и прослоенные войной: «На новом месте» (1955), «Спустя много лет» (1958).
И только в 1961 году опубликовала сборник “Весна в шинели”, в который вошли
преимущественно рассказы и записки Ржевской как военного переводчика. С тех пор
она писала если не автобиографическую прозу, то по мотивам пережитого. Это
ржевские повести: «Февраль – кривые дороги», «Ближние подступы», «Ворошенный
жар». Повесть о довоенной Москве – «Знаки препинания». И совсем уже личное
повествование о Варшаве, о пути на Берлин – «Далекий гул». В 1965 году вышла
книга «Берлин, май 1945». В нее вошли рассказы о Великой Отечественной войне и
записки о последних днях битвы за Берлин, своеобразно сочетающие лирический
дневник с документальным повествованием. Единство элементов публицистики и
художественной прозы определяется здесь непосредственным участием автора в
описываемых событиях.
Обстоятельства в мире и особенно в нашей
стране побудили Ржевскую снова обратиться к теме о нацизме, его генезисе, его
роковом соблазне и тотальной разрушительности для каждого человека в книге «Геббельс:
Портрет на фоне дневника» (1994).
Комментариев нет:
Отправить комментарий