13 октября 1899
года родился поэт-фронтовик Алексей Александрович Сурков (1899-1983).
Многие его стихи
стали популярными песнями. Наверное, самая известная - песня «В землянке»,
начинающаяся словами «Бьется в тесной печурке огонь». Родилась она из письма,
которое поэт написал с фронта жене Софье Кревс в конце ноября 1941 года.
... И не песня
вовсе, а письмо домой.
Дотошные
исследователи творчества поэта точно называют день, когда проходил тот памятный
бой на подступах к Москве, — 27 ноября 1941 года, и ту часть, в которой
оказался и принял бой корреспондент газеты «Красноармейская правда» Западного
фронта, батальонный комиссар Алексей Сурков, – 258-й полк 9-й гвардейской
стрелковой дивизии. Это его оборонительные позиции были внезапно атакованы 10-й
танковой дивизией гитлеровцев. Бой был тяжелым.
Надо было
прорываться из окружения. Всем штабным работникам пришлось взяться за оружие и
гранаты. Стал бойцом и поэт. Смелый, решительный, он рвался в самое пекло боя.
Старый (для Алексея Суркова это была четвертая война, он был непризывного возраста,
но остаться дома не смог), храбрый солдат выдержал боевое испытание с честью,
вместе со штабом полка вырвался из вражеского окружения и попал… на минное
поле. Это было действительно “до смерти четыре шага”, даже меньше…
После всех
передряг, промерзший, усталый, в шинели, посеченной осколками, Сурков всю
оставшуюся ночь просидел над своим блокнотом в землянке, у солдатской железной
печурки. Может быть, тогда и родилась знаменитая его «Землянка» – песня,
которая вошла в народную память как неотъемлемый спутник Великой Отечественной
войны…
Это шестнадцать, что называется, "домашних" стихотворных строк, так и остались бы частью письма, если бы в феврале 1942 года в фронтовую редакцию не пришел композитор Константин Листов и не попросил дать ему "что-нибудь, на что можно написать песню". И Сурков вспомнил о своем письме. Так и родилась песня «В землянке», которая очень быстро распространилась по всем фронтам - от Севастополя до Ленинграда.
Это шестнадцать, что называется, "домашних" стихотворных строк, так и остались бы частью письма, если бы в феврале 1942 года в фронтовую редакцию не пришел композитор Константин Листов и не попросил дать ему "что-нибудь, на что можно написать песню". И Сурков вспомнил о своем письме. Так и родилась песня «В землянке», которая очень быстро распространилась по всем фронтам - от Севастополя до Ленинграда.
Композитор Константин Листов |
О том, что с
песней что-то там "мудрят", дознались воюющие люди. В армейском
архиве Суркова сохранилось письмо, подписанное шестью гвардейцами-танкистами.
Сказав доброе слово по адресу песни и ее авторов, танкисты писали, что слышали,
будто кому-то не нравится строчка "до смерти - четыре шага". Гвардейцы
высказали едкое пожелание: "Напишите вы для этих людей, что до смерти
четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть, - мы-то ведь
знаем, сколько шагов до нее, до смерти"…
Памятный знак
установлен в 1998 году на месте землянки, в которой в ноябре 1941 года
фронтовой корреспондент и поэт Алексей Сурков написал стихи, впоследствии
ставшие словами песни "В землянке".
Имея огромную
славу, песня "В землянке" обладала и множеством песен-ответов. Вот
один из них в исполнении Ирины Веденовой
Под Ржевом. 1942 год
Осенью 1942 года
А.А.Сурков, как военный корреспондент газеты "Красная звезда,"
приезжал на фронт под Ржев. Здесь было написано стихотворение "Ночь в
сентябре", а также одиннадцать стихотворений с авторской пометкой:
"Под Ржевом. 1942".Отсюда он посылал свои корреспонденции в
"Красную звезду". Одна из них - "Земля под пеплом",
опубликованная в октябре, начиналась так: " Впереди...Ржев. Мутная дымная
пелена застилает город. В прорывах мглы - черные обгорелые дома. По фронту,
опоясывающему город пологой дугой, как пламя по сухому хворосту, пробегает гул
автоматной трескотни, винтовочной перестрелки, четкие и строгие пулеметные
очереди". И далее мастерской рукой набросана картина опустошенной
земли: "...лежат под пеплом угрюмые печища сожженных деревень. Ни дома, ни
сарая. Ни бани, ни житницы. Холодный северный ветер гудит меж черными ветвями
мертвых деревьев". Место это называется долина реки Бойни. А деревни -
Глебово, Выдрино, Плотниково.
*****
«Видно,
выписал писарь мне дальний билет...»
Видно,
выписал писарь мне дальний билет,
Отправляя
впервой на войну.
На
четвертой войне, с восемнадцати лет,
Я
солдатскую лямку тяну.
Череда
лихолетий текла надо мной,
От
полночных пожаров красна.
Не
видал я, как юность прошла стороной,
Как
легла на виски седина.
И
от пуль невредим, и жарой не палим,
Прохожу
я по кромке огня
Видно,
мать непомерным страданьем своим
Откупила
у смерти меня.
Испытало
нас время свинцом и огнем.
Стали
нервы железу под стать.
Победим.
И вернемся. И радость вернем.
И
сумеем за все наверстать.
Неспроста
к нам приходят неясные сны
Про
счастливый и солнечный край.
После
долгих ненастий недружной весны
Ждет
и нас ослепительный май.
Под
Ржевом, 1942
*****
«Трассой
пулеметной и ракетой...»
Трассой
пулеметной и ракетой
Облака
рассечены в ночи.
Спи
ты, не ворочайся, не сетуй
И
по-стариковски не ворчи.
С
юности мечтали мы о мире,
О
спокойном часе тишины.
А
судьба подбросила четыре
Долгих,
изнурительных войны.
Стало
бытом и вошло в привычку -
По
полету различать снаряд,
После
боя, встав на перекличку,
Заполнять
за друга полый ряд.
Скорбь
утрат, усталость, боль разлуки,
Сердце
обжигающую злость -
Все
мы испытали. Только скуки
В
жизни испытать не довелось.
*****
Зазолотилось
взгорье за окном,
В
стеклярус капель дождевых одето.
С
плодами, с хмелем, с молодым вином
В
свои права вступает бабье лето.
Тепло
ушло за горный перевал,
И
поутру, предвестием метели,
Мороз
колючим пухом оковал
Дубы,
каштаны, голубые ели.
Но
изморози колкой до поры
Лежать
на хвое серебристо-синей.
Чуть
солнце выглянет из-за горы,
Алмазом
капель загорится иней.
Над
чешуей старинных черепиц,
Теплом
лучей и в полдень не прогретых,
Рассыплют
стайки перелетных птиц
Обрывки
песен, летом не допетых.
Пусть
под ногой с утра хрустит ледок
И
студит кровь внезапная прохлада,
Мы
возраста осенний холодок
Погасим
жарким соком винограда.
Шуршат
шаги. Струится дым костра
Над
стиснутой нагорьями долиной,
И
в невозвратность летняя пора
Летит,
тоскуя, песней журавлиной.
Встань
над костром и проводи ее,
Не
омрачив упреком расставанье.
Есть
и у желтой осени свое
Щемящее
сердца очарованье.
1950
*****
Когда
устану или затоскую,
Взгляну
в глаза, как в прозелень морскую,
Уйдет
усталость, и тоска отпрянет,
И
на душе заметно легче станет.
Вот
так вся жизнь — то хлопоты, то войны.
И
дни без войн, как прежде, беспокойны:
Сегодня
в Минске, завтра в Тегеране,—
Попробуй
встречу загадай заране.
А
сколько в суматохе каждой встречи
Признаний
выпало из нашей речи!
А
сколько мы, прощаясь на вокзале,
Заветных
слов друг другу не сказали!
За
встречами, за проводами теми
Невозвратимо
пролетело время.
Мы
в тишине вдвоем не насиделись,
Как
следует в глаза не нагляделись.
И
все ж, мой друг, сомненьями не мучась,
Не
злясь на эту кочевую участь,
Взгляни
в глаза мне, глаз не опуская,
Они
все те же — как волна морская.
1951
Комментариев нет:
Отправить комментарий