Биография
американского писателя Джеймса Фенимора Купера не столь богата событиями,
однако несет в себе необычайно мощное внутреннее духовное содержание. Герои его
книг, прочитанных еще в детстве, остаются навсегда в сознании широкого круга читателей.
Джеймс Купер
родился 15 сентября 1789 в Берлингтоне (шт. Нью-Джерси) в семье крупного
землевладельца,
через шесть лет после окончания освободительной Войны за независимость. Детство
мальчика прошло в небольшом городке Куперстаун, который образовался вокруг
владений его отца. На протяжении многих лет отец Купера был городским судьей,
поэтому с раннего детства Джеймс находился в гуще человеческих страстей. Он
наблюдал быт и нравы индейцев, переселенцев из разных стран, слушал
воспоминания участников войны. Как и многие мальчишки, с детства он бредил
морем и после окончания престижного Йельского университета пять лет прослужил
офицером в американском флоте. Затем он совершил путешествие по европейским
странам, во время которого и познакомился со своей будущей женой. Они вместе
вернулись в Соединенные Штаты, после свадьбы Купер поселился в поместье,
полученном в приданое. Там и были написаны практически все его книги. Чтобы
сохранить память о матери, он подписывал их ее фамилией — Фенимор, которая со
временем стала чем-то вроде второго имени.
Признание пришло
к Куперу после выхода в свет в 1821 году романа «Шпион», в котором он рассказал
историю человека, изменившего своей родине ради идей свободы молодого
американского государства. Вдохновленный успехом книги, Купер выпускает роман
«Пионеры», в котором впервые делает главным героем охотника. Его герой, Натти
Бампо по прозвищу Кожаный Чулок, появился из рассказов, которые писатель слышал
от поселенцев. Обработав местный фольклор, Купер показал, что история жизни
простого охотника может быть не менее интересной, чем рассказ о деяниях
великого полководца. Куперу удалось первым создать эпопею из жизни
американского народа и его предков, ранее живших на этой земле.
Его романы
«Зверобой», «Последний из могикан», «Прерия» и «Следопыт» охватывают период
примерно в шестьдесят лет. В них показано, как постепенно меняется главный
герой, окружающая его действительность. Отношения между людьми становятся более
жестокими, человек уходит от понимания природы и становится более прагматичным,
можно даже сказать, черствеет душой. Созданные Купером образы индейцев явились
открытием для европейских читателей. Его герои вовсе не выглядели традиционными
дикарями или необыкновенными, одетыми в золото и перья экзотическими жителями.
Они были
совершенно обычными людьми, наделенными человеческими страстями,
ведущими свой образ жизни. Их поведение отличалось благородством и открытостью,
а внутренний мир нередко превосходил мир пришельцев. Но вместе с тем Купер
показывает и нелицеприятные стороны жизни индейцев: их жестокость, непримиримость
к врагам, нежелание понять мотивы поведения белых людей, которые приехали в
Америку не только ради выгоды, но и спасаясь от собственных несчастий и
жизненного неблагополучия.
Успех этой серии
романов был так велик, что даже английская критика должна была признать талант
Купера и назвала его американским Вальтером Скоттом.
С 1826 по 1833
год Купер совершает длительное путешествие по Европе. Вернувшись домой, он
выпускает ряд исторических романов, посвященных поворотным событиям европейской
истории, — «Браво», «Гейденмауэр, или бенедиктинцы», «Палач, или аббатство
виноградарей». Он увлекательно рассказывает о борьбе Венецианской республики за
свою независимость, о крестьянских войнах в период немецкой Реформации,
воскрешает легендарную историю бернского городского палача.
Но европейская
история вскоре наскучила Куперу, и он вернулся к близким ему
героям-американцам. Герои-индейцы постепенно уступили место образам поселенцев
и крупных плантаторов. В трилогии «Сатанстоу», «Землемер» и «Краснокожие» Купер
воссоздает историю трех поколений семьи крупных американских землевладельцев.
Действие в этих романах снова разворачивается на фоне ярких исторических
событий и продолжается несколько лет. Перед нами проходят страницы истории
Соединенных Штатов, эпизоды Войны за независимость, борьбы за отмену рабства.
Эта трилогия сразу же вызвала массу подражаний в американской литературе. Одним
из наиболее удачных можно считать роман М.Митчелл «Унесенные ветром».
Кроме
литературных произведений, Купер занимался историческими исследованиями и
проявил себя незаурядным ученым-историком. Более двадцати лет он собирал
материалы для фундаментальной «Истории американского флота». Она появилась в
1842 году. Морская тема также представлена в творчестве Купера рядом
замечательных романов: «Два адмирала», «Блуждающий огонек», «На суше и на
море», «Морские львы», «Красный корсар», «Морская волшебница». В них Купер
рассказывает об открытии Америки, о войне Англии и Франции и, конечно же, о
пиратах. Герои писателя совершают невероятные подвиги, ищут сокровища, спасают
красавиц.
Любопытна судьба
переводов прозы Купера. Большинство из них выходило в сильно сокращенных или
даже переделанных вариантах. Поэтому во Франции и особенно в России Купера
рассматривали в основном как писателя для детей и юношества. Лишь те, кто
владел английским языком, погружались в подлинную суть его произведений, полную
страстей и приключений. Вспомним, что еще Оноре де Бальзак «рычал от восторга»,
читая произведения американского романиста.
Купер стал
зачинателем своеобразного литературного жанра — романа-вестерна. Несколько
поколений американских писателей — Б.Гарт, М.Рид, Р.Хаггард — считали его своим
учителем.
Посмертная же
слава Дж.Ф.Купера связана прежде всего с трилогией о Кожаном Чулке, по которой
поставлено множество фильмов. В шестидесятые годы в них блистал югославский
актер Гойко Митич.
Гойко Митич, самый красивый индеец в кино |
Экранизации
романов Джемса Фенимора Купера:
Следопыт
(1996), режиссер: Дональд Шебиб
Последний из могикан (1992), Режиссер: Майкл Манн
Зверобой
(1990), режиссер: Андрей Ростоцкий
Следопыт
(1987), режиссер: Павел Любимов
Приключения на берегах Онтарио (1969), режиссеры: Жан Древиль, Серджиу
Николаеску
Прерия
(1969), режиссеры: Серджиу Николаеску, Пьер Гаспар-Юи
Чингачгук - Большой Змей (1967), режиссер: Рихард Грошопп
Комментариев нет:
Отправить комментарий