вторник, 18 марта 2014 г.

Юбилей писателя-фронтовика. К 90-летию со дня рождения Юрия Бондарева

«Какие бы умные машины мы ни изобрели, какие бы прекрасные города ни строили, какие бы красивые предметы быта не выпускали, ничто это не в силах заменить живую человеческую душу, духовную красоту.»

Юрий Бондарев
Писатель родился 15 марта 1924 г. в городе Орске Оренбургской области. В 1931 г. вместе с родителями переехал в Москву. Со школьной скамьи был призван в армию и закончил войну командиром артиллерийского орудия. Демобилизовавшись после второго ранения (1945 г.), Бондарев в 1946 г. стал студентом Литературного института имени М. Горького в Москве, где занимался в семинаре К. Г. Паустовского.
С 1949 г. в журналах начали появляться первые рассказы Бондарева. Вскоре после окончания в 1951 г. института он был принят в Союз писателей СССР. В 1956 г. увидела свет первая повесть Бондарева — «Юность командиров», — рассказывающая о буднях курсантов артиллерийского училища в конце войны и в мирные дни. Широкую известность писателю принесли две следующие повести — «Батальоны просят огня» (1957 г.) и «Последние залпы» (1959 г.); они явились образцами жанра лирической фронтовой повести. Событием стал и первый роман Бондарева — «Тишина» (1962—1964 гг.) — одно из первых в советской литературе обращений к теме сталинских репрессий. В «Тишине», как и в повести «Родственники» (1969 г.), в центре внимания автора — проблемы нравственности в их связи с прошлым и настоящим. Большой успех имел роман «Горячий снег» (1970 г.), в котором Бондарев вплотную подошёл к созданию эпического полотна, хотя действие произведения и ограничено одними сутками и одним событием — боями на подступах к Сталинграду.
В следующих романах — «Берег» (1975 г.), «Выбор» (1980 г.), «Игра» (1985 г.), «Искушение» (1991 г.), «Непротивление» (1994—1995 гг.) — Бондарев обратился к судьбам русской интеллигенции второй половины XX столетия (его герои — писатель, художник, кинорежиссёр, учёный). Бондарев активно выступал как публицист (сборник статей «Поиск истины», 1976 г.; «Человек несёт в себе мир», 1980 г., и др.); в 80—90-х гг. он всё больше выявлял свою приверженность позиции так называемого патриотического лагеря.
В произведениях Бондарева последних лет «Искушение», «Бермудский треугольник» талант прозаика открылся новыми гранями. В 2004 году писатель-юбиляр издал новый роман под названием «Без милосердия».
Много лет Юрий Васильевич продолжает работать над циклом миниатюр «Мгновения». Здесь Юрий Бондарев предстал перед читателями как романтик, мыслитель, философ.
Произведения Бондарева переведены более чем на 70 языков. По произведениям Юрия Бондарева сняты художественные фильмы «Последние залпы», «Тишина», «Горячий снег», «Батальоны просят огня», «Берег», «Выбор», киноэпопея «Освобождение». Картины по произведениям писателя смотрел, без преувеличения, весь мир.
Юрий Бондарев и сегодня верит в правоту однажды избранных социалистических идеалов и в них находит ответы на вопросы, которые ставит перед ним наше время. «Всякому разумному человеку дано думать, что жизнь его не праздный случайный подарок, а несет в себе великий земной смысл — воспитать собственную душу в борьбе за свободное существование, за очеловечивание человека во имя всемирной справедливости, выше которой ничего нет», — сказал Юрий Бондарев на одной из встреч с читателями.
Наряду с творчеством Ю.В. Бондарев ведет активную общественную деятельность. Он обладатель многих государственных и общественных наград, является лауреатом многих литературных премий.
Творчеству писателя посвящено несколько книг. Среди них: В. Михайлов «Юрий Бондарев» (1976), Е. Горбунова «Юрий Бондарев» (1989), В. Коробов «Юрий Бондарев» (1984), Ю. Идашкин «Юрий Бондарев» (1987), Н. Федь «Художественные открытия Бондарева» (1988).

Экранизации произведений Юрия Бондарева.


 Демобилизованный Сергей Вохминцев возвращается в Москву и поступает в институт. Неожиданно по клеветническому доносу соседа арестовывают его отца, а Сергея, как сына «врага народа», исключают из партии и института. Парень едет в Казахстан, работает на стройке. У него много верных друзей, и он верит в справедливость
Советский писатель Вадим Никитин приезжает в Гамбург, где недавно был издан его роман. В памяти Никитина воскресает Германия последних отчаянных боев за победу в 1945 году, когда был короткий отдых в немецком городке и была Эмма, молодая немка, в которую он был влюблен. Спустя сорок лет, они встречаются вновь.

Фильм рассказывает об одном из эпизодов героического сражения против фашистов на подступах к Сталинграду, в котором в полной мере проявились стойкость и сила духа русских солдат, защищавших родную землю.
В основе сюжета лежит один из решающих этапов Великой Отечественной войны — форсирование советскими войсками Днепра в 1943 году. Два батальона брошены в гибельный прорыв на занятый немцами берег реки с целью отвлечь на себя силы противника и тем самым облегчить дивизии бросок на стратегически важный город Днепров.  

1945 год. В Карпатах у самых границ с Чехословакией идут последние бои. На этом участке фронта уже никто не ждет больших военных операций. Впереди мирная жизнь. Немецкая группировка, выйдя из кольца окружения, стремительно направляется к городу Марице, куда только что вошли словацкие партизаны. Небольшая артиллерийская батарея капитана Новикова получает приказ во что бы то ни стало задержать немецкие танки…

 Фильм первый — «Огненная Дуга» повествует о грандиозной битве на Курской дуге летом 1943 года. Здесь произошло самое крупное в истории Второй мировой войны танковое сражение. Наряду с личными судьбами героев в фильме показаны батальные сцены, деятельность штабов и разведок, тех, кто трудился на фронте и в тылу.
 
Фильм второй — «Прорыв» посвящен битве за Днепр и наступательной операции советских войск в 1944 г. В центре этого фильма судьба батальона, сражавшегося на этом плацдарме.
 
Фильм третий — «Направление главного удара» посвящен операции «Багратион», в результате которой была полностью освобождена от фашистских войск Белоруссия, и войска Советской армии вышли к государственной границе…
 
Фильм четвертый — «Битва за Берлин». 1945 г. Последние месяцы войны. Именно в эти дни решалась судьба порабощенной Европы. Началась Висло-Одерская операция. Три фронта под командованием Конева, Жукова и Рокоссовского устремились к столице Германии. К Берлину идут и англо-американские войска. «Опередить русских», — предлагает Черчиль и начинаются тайные переговоры с эмиссарами Гитлера, разоблаченные Ялтинской конференцией. Судьба Берлина решится на полях сражений.
Фильм пятый — «Последний штурм». Последние дни войны, штурм рейхстага, сражение за каждый метр, за каждый этаж — и, наконец, водружение Знамени Победы над рейхстагом. Раздались первые залпы Победы. Главные герои фильма встречаются у входа в рейхстаг. 
Знаете ли вы что...
Военные съёмки фильма «Направление главного удара» велись на специально выделенной территории около Переславля-Залесского.
Для съемок на Львовском ремонтно-механическом заводе были изготовлены 10 «Тигров» и 8 «Пантер». Министр обороны маршал Малиновский распорядился выделить 100 отечественных танков, которые перекрасили под немецкие, а всего в съёмках участвовало 150 танков. Подобным образом «обзавелись» и самолётами. Например, Як-18 — «в роли» всех советских истребителей, а чешские «Злин-50» — в роли немецких «мессершмитов».
В съёмках принимали участие более 3000 солдат. Сами съёмки проходили почти как настоящие сражения: оборудовались штабы, прокладывалась связь, над полем битвы кружили вертолёты, на одном из которых постоянно находился режиссер Юрий Озеров.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...