Бакланов
Григорий Яковлевич
(наст. фам. Фридман)
(11 сентября
1923-23 декабря 2009),
русский
писатель, один из наиболее известных прозаиков фронтового поколения,
представителей так называемой военной («лейтенантской») прозы, в чьих
произведениях утверждалась правда о Великой Отечественной войне.
Печататься начал
в 1950. В повестях Бакланова «Южнее
главного удара» (1957) и «Пядь
земли» (1959) война предстает такой, какой была для воевавших на переднем
крае с суровыми фронтовыми буднями. Став событием литературной жизни, «Пядь
земли» подверглась нападкам официозной критики и вызвала острую дискуссию о
«лейтенантской литературе», «окопной правде», «дегероизации», «ремаркизме»,
«абстрактном гуманизме».
Художественное
исследование нравственных конфликтов и драматизм действия, ярко проявились в
одной из лучших повестей «Мертвые сраму
не имут» (1961), где рассказывается о человеке, который, спасая свою жизнь,
предает товарищей, подставив их под губительный огонь. В романе «Июль 41 года» (1964), осмысливая
причины тяжелых поражений в начале войны, Бакланов видит их в массовых
репрессиях, атмосфере страха и подозрительности, царившей в довоенные годы.
Непомерно высокая цена, которая была заплачена
за победу, — лейтмотив повести «Навеки —
девятнадцатилетние» (1979; Государственная премия СССР, 1982), ставшей
реквиемом по скошенному войной молодому поколению. Писатель говорил: «Я думаю
об этих юношах – святых, честных, самоотверженно выполнивших свой долг, – с
отеческим чувством думаю о них, мне больно, что так рано оборвались их жизни».
В 1986—94
Бакланов возглавлял журнал «Знамя», сыгравший заметную роль в социальном и
нравственном обновлении общества.
Послевоенные книги
писателя не пользовались такой популярностью, как его фронтовая проза. Но беспафосные и бескомпромиссные произведения
Г.Я Бакланова, безусловно, стоят в одном ряду с лучшими книгами о той войне –
В. Быкова, В. Астафьева, В. Богомолова.
Г.Я Бакланов является
автором сценариев художественных фильмов (часть из них экранизация его
прозаических произведений). Лучшим считается — «Был месяц май» (1970, режиссер М. М. Хуциев).
Вальс из кинофильма "Был месяц
май" (Марлен Хуциев, Григорий Бакланов, 1970 год.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий