четверг, 13 июня 2013 г.

Певец Магнитки

Борис Александрович Ручьёв (настоящая фамилия — Кривощёков) родился 15 июня 1913 года в Троицке (ныне Челябинская область).
В 1925 году состоялась первая литературная публикация поэта: в газете «Красный Курган» были напечатаны первые стихи за подписью «Борис Кривощёков» — «О субботнике», «На озере», «Граммофон», «В школе», «Зима».
Осенью 1930 года с другом Михаилом Люгариным он едет в Москву в надежде опубликовать стихи в столичном журнале «Октябрь». Попытка окончилась неудачей, и друзья принимают решение поехать на Магнитострой. На новом месте ему довелось поработать плотником и бетонщиком. Здесь юный поэт вступил в литературно объединение «Буксир» и начал активно публиковаться в многочисленных газетах и журналах, издававшихся на Магнитострое.
26 декабря 1937 года Ручьёв был арестован в Златоусте по клеветническому обвинению в контрреволюционном преступлении и осуждён. Свой срок заключения с 1938 по 1947 Ручьёв отбывал в лагерях Севвостоклага НКВД на Крайнем Севере — на «полюсе холода» в Оймяконе. Несмотря на каторжный труд, неважное здоровье и гнетущее моральное состояние, в эти годы Ручьёв не отложил перо: в ссылке им была создана поэма «Невидимка», посвященная Великой Отечественной войне, права участвовать в которой с оружием в руках он был лишен. Были написаны также поэмы «Прощание с молодостью» и цикл стихов «Красное солнышко», за который ему была присуждена Государственная премия.
 В 1957 после реабилитации вернулся в Магнитогорск, город с которым тесно связано его творчество.   Последние годы жизни принесли поэту всесоюзную славу и любовь читателей — новые его поэтические сборники выходили из печати чуть ли не ежегодно, а стихи переводились на многие языки. Помимо поэтической деятельности, Ручьёв активно публиковал и критические заметки, отслеживая и комментируя книжные новинки земляков-уральцев — его статьи часто публиковались в «Литературной газете» (ряд своих критических материалов Ручьёв подписал псевдонимом «К. Васильев»). Скончался Борис Ручьёв в Магнитогорске 24 октября 1973.
«Когда бы мы, старея год от году...»
Сборник "Красное солнышко"

Когда бы мы, старея год от году,
всю жизнь бок о бок прожили вдвоем,
я, верно, мог бы лгать тебе в угоду
о женском обаянии твоем.
Тебя я знал бы в платьицах из ситца,
в домашних туфлях, будничной, такой,
что не тревожит, не зовет, не снится,
привыкнув жить у сердца, под рукой.
Я, верно, посчитал бы невозможным,
что здесь, в краю глухих, полярных зим,
в распадках горных, в сумраке таежном,
ты станешь красным солнышком моим.
До боли обмораживая руки,
порой до слез тоскуя по огню,
в сухих глазах, поблекших от разлуки,
одну тебя годами я храню.
И ты, совсем живая, близко-близко,
все ласковей, все ярче, все живей,
идешь ко мне с тревогой материнской
в изломе тонких девичьих бровей.
Еще пурга во мгле заносит крышу
и, как вчера, на небе зорьки нет,
а я уже спросонок будто слышу:
«Хороший мой. Проснись. Уже рассвет...»
Ты шла со мной по горным перевалам,
по льдинкам рек, с привала на привал.
Вела меня, когда я шел усталым,
и грела грудь, когда я замерзал.
А по ночам, жалея за усталость,
склонясь над изголовьем, как сестра,
одним дыханьем губ моих касалась
и сторожила сон мой до утра.
Чтоб знала ты: в полярный холод лютый,
в душе сбирая горсть последних сил,
я без тебя — не прожил ни минуты,
и без тебя — ни шагу не ступил.
Пусть старый твой портрет в снегах потерян,
пусть не входить мне в комнатку твою,
пусть ты другого любишь, — я не верю,
я никому тебя не отдаю.
И пусть их, как назло, бушуют зимы, —
мне кажется, я всё переживу,
покуда ты в глазах неугасима
и так близка мне в снах и наяву.
Вечный пламень
Индустрия — вечный мой город,
я сам — твой строитель и брат,
твоим деревенским Егором
был словно б столетье назад.

Я сам, будто в давнее время,
 намучившись, как ученик,
 премудрость металлотворенья
твоим подмастерьем постиг.

Мы оба историей стали,
 хотя и не равен наш век:
 ты — мир из бетона и стали,
 я — мастер твой, но человек.

По праву всего поколенья,
что было твоим целиком,
 я стал твоим слухом, и зреньем,
 и верным твоим языком.

Мы, люди, не смертны у горнов,
ни старость, ни немочь — не в счет,
в тот час, когда змеем покорным
стихия металла течет.

Здесь всяк по душевному праву
к железному долгу привык…
И вечного пламени плавок
нельзя погасить ни на миг.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...