вторник, 26 апреля 2016 г.

Робеспьер в юбке. Мадам де Сталь. К 250-летию со дня рождения французской писательницы

Анна-Луиза Жермена де Сталь
 (баронесса де Сталь-Гольштейн)
Худ. Франсуа Жерар, 1810 год
«Никому не дано выйти за пределы
предначертанной ему духовной 
сферы, а подавлять свои достоинства 
еще труднее, чем недостатки».

Жермена де Сталь,
 «Коринна, или Италия»
Мадам де Сталь (22.04.1766-14.07.1817) Наполеон «удостоил ... гонения, монархи доверенности, Байрон своей дружбы, Европа своего уважения». Высоко ценил её творчество А.С. Пушкин.  «Взгляд быстрый и проницательный, замечания разительные по своей новости и истине, благодарность и доброжелательство, водившие пером сочинительницы,— все приносит честь уму и чувствам необыкновенной женщины» — так в 1825 году отозвался Пушкин о книге «Десятилетнее изгнание», многие страницы которой посвящены справедливой и умной характеристике России, предоставившей убежище  противнице наполеоновской диктатуры, мятежнице, которую Генрих Гейне  иронически, но с искренней симпатией назвал «Робеспьером в юбке».
В романе  «Евгений Онегин». Помните?

Прочел он Гиббона, Руссо,
Манзони, Гердера, Шамфора,
Маdате dе Stаеl, Биша, Тиссо...

Романами де Сталь зачитывалась вся Европа. «Любви нас не природа учит, а Сталь или Шатобриан» — так писал Пушкин, по праву считая великую француженку воспитательницей нравственности для своего поколения. А сколько русских девушек, подобно Татьяне Лариной, воображали себя героинями романов де Сталь — Дельфиной, Коринной. В том, что женщина дает уроки любви,  чувственности — нет ничего удивительного, скорее, это вполне закономерно.

Элизабет Виже-Лебрён.
Портрет мадам де Сталь в образе Коринны (1808).
Женевский музей искусства и истории
В 15 лет Жермена составила комментарий к знаменитой работе Монтескье  «Дух законов». У девушки была прекрасная возможность быть в курсе общественной и политической жизни благодаря салону, который держала ее мать и где бывали   парижские знаменитости того времени, где обсуждали новинки литературы, слушали музыку, плели любовные интриги, показывали новые шикарные наряды. И Жермена  с удовольствием слушала разговоры о свободе и деспотизме, о  необходимости предоставления нации законодательной власти и о Руссо —  кумире французской молодежи конца XVIII века, и о «высокой» литературе. В двадцать два года Жермена написала «Рассуждения о сочинениях и характере Ж. Ж. Руссо». Она упивалась его книгами, была в восторге от  его «общественного договора».
Разумные, гуманные герои романов Руссо презирали сословные предрассудки...

Жан-Жак Руссо (1712-1778)
Но 14 января 1788 г. ей пришлось сделать «выгодную партию» — выйти замуж за шведского посланника барона Эрика Магнуса Сталь фон Гольштейна. Брак этот оказался неудачным. Родившаяся дочь прожила всего два года. Это оставило отпечаток на их отношениях.  Да и у самой Жермены характер был  не из легких.  Одна из современниц писала: «Я от души желаю, чтобы Сталь был счастлив, но по правде сказать, плохо верю в это. Правда, его жена воспитана в правилах чести и добродетели, но она совершенно не знакома со светом и его приличиями, и притом такого высокого мнения о своем уме, что ее трудно будет убедить в ее недостатках. Она властолюбива и решительна в своих суждениях; она так уверена в себе, как ни одна  женщина в ее возрасте и положении. Она судит обо всем вкривь и вкось, и  хотя ей нельзя отказать в уме, но тем не менее из двадцати пяти  высказанных ею суждений разве только одно бывает вполне уместным. Посланник не дерзает делать ей какое бы то ни было замечание из боязни  оттолкнуть ее от себя на первых порах».
Что ж, уничтожающая характеристика женщины, о которой даже Байрон, этот противник женской  активности, скоро напишет: «...Она совершила в умственной области  больше, чем все остальные женщины, взятые вместе; ей бы родиться  мужчиной».


Штурм Бастилии

В те огненные времена во Франции действительно лучше было родиться  мужчиной. В 1789 г. пала Бастилия. Жермена, ее отец и друзья всем сердцем поддерживали революцию. Но когда праздник свободы обернулся массовым террором, де Сталь оказалась в лагере противников революции. Казнь короля и террор якобинцев она назвала «национальным позором». Ведь она представляла послереволюционную Францию как конституционную  монархию английского типа с разделением властей, двухпалатной системой, с соблюдением свободы совести и слова. Через несколько лет де Сталь напишет труд «Рассуждения об основных событиях Французской революции», в котором попытается проанализировать причины и последствия революции.  «Осуждение Людовика XVI до того смутило все сердца, что на долгое время я казалась проклятой», — будет вспоминать писательница.




Луи Мари Жак Амальрик,
 граф de Нарбонн-Lara
Она и сама могла попасть на плаху.  Свободолюбивую женщину спасало только  положение мужа. Но вскоре Жермена решилась его оставить... Она полюбила  графа Нарбонна. В ее глазах это был умный, благородный, смелый мужчина.  Ему, бывшему военному министру, угрожала смертельная опасность. Все было как в романтическом романе: сопряженное с опасностями бегство любимого в Англию, прощание с мужем и Францией, «возмутительный» согласно нравам  того времени гражданский брак, рождение двух детей и... возвращение к законному супругу Эрику.
К власти пришел Наполеон. Эта харизматическая личность поразила  впечатлительную Жермену. Казалось, вот он, достойный Франции правитель! Де Сталь даже писала ему восторженные письма. Но страна приближалась к диктатуре. Жермена смело говорила об этом, обладая даром убеждения,  убеждала других.   «У нее был талант... возбудителя раздумий и новых  чувств, ищущих запечатления в смелой мысли и прекрасной форме», —  заметил один из исследователей ее творчества. Не удивительно, что  Наполеон ненавидел эту женщину. Е. В. Тарле в книге «Наполеон» написал:  «Он терпеть не мог знаменитую г-жу де Сталь еще до того, как разгневался на нее за оппозиционное политическое умонастроение и возненавидел ее за излишний, по его мнению, для женщины политический интерес, за ее  претензии на эрудицию и глубокомыслие. Беспрекословное повиновение и  подчинение его воле — вот то необходимейшее качество, без которого женщина для него не существовала». Жермена в долгу не оставалась и  старалась уколоть императора побольнее. В предисловии к «Дельфине» она  применила к Франции эпитет «безмолвная», указывая на отсутствие свободы  слова в стране.
«Она не была королевой, императрицей... Она добилась более высокого почета — стала властительницей дум поколения, пережившего такое всемирно-историческое событие, как Великая французская революция».
К сказанному о Жермене де Сталь А.А.Аникстом стоит добавить, что вслед за тем она вступила в нешуточную схватку с другим властителем дум эпохи — кумиром и демоном Европы, Бонапартом. И — победила, благословив М.И.Кутузова в свой приезд в Россию в 1812 г.
Между тем судьба женщины, которой «можно было доверить судьбу империи», писательницы, определившей развитие европейской литературы на двадцать лет, философа, публициста, историка, дипломата (не без женского интриганства и мстительности), была, по сути, трагична. Быть может, это участь всех великих женщин?..

Маргерит Жерар. «Госпожа де Сталь с дочерью» (1805)
Активная политическая и литературная деятельность не вытеснили из жизни Жермены любовь. Роман с Нарбонном был далеко позади. Как-то они встретились в Париже, и оказалось, что их давно уже ничего не связывает. Даже сыновья, рожденные Жерменой от графа, носили фамилию ее законного мужа. 
КонстанБенжамен , крупный французский
 писатель и политический деятель.
В 1794 г. де Сталь встретила Бенжамена Констана. «Я никогда не видел лучшей женщины, более грациозной, более преданной, но я не видел также женщины, которая предъявляла бы столь настойчивые требования, сама не замечая этого, которая до такой степени поглощала бы жизнь всех окружающих и которая при всех достоинствах обладала бы более деспотической личностью; все существование другого человека, минуты, часы, годы, должны быть в ее распоряжении. И когда она отдается своей страсти, происходит катастрофа вроде гроз и землетрясений. Она — избалованное дитя, этим все сказано», — писал Констан в дневнике. Но несмотря ни на что, он полюбил этого политика в юбке. Их отношения были долгими и тягостными — постоянные ссоры и примирения. Никто не хотел поступиться своей свободой. В итоге Констан женился на некой Шарлотте, простой женщине, с которой у него не могло бы возникнуть подобных проблем. Однако роман с Жерменой продолжался и после этой свадьбы, что принесло много боли трем сердцам. Историю своих взаимоотношений с Констаном де Сталь отразила в романе «Коринна, или Италия», наделив одного из героев, лорда Освальда  Нельвиля, многими чертами любимого.

Их связывали не только чувства, но и схожие социально- политические  взгляды. Жермена де Сталь и Бенжамен Констан считаются создателями буржуазно-либеральной партии во Франции. С некоторых пор их стали воспринимать как единое целое. Потому, когда Наполеон узнал о клеймящей его тиранию речи, которую произнес Констан, весь императорский гнев  обрушился именно на Жермену. Ей было предложено уехать из Парижа. Впереди были годы скитаний. Но и они не остудили пылкого сердца.
В  Швейцарии Жермена познакомилась с французским офицером, который покорил  ее сердце. Учитывая разницу в положении и возрасте (де Сталь была старше возлюбленного приблизительно на двадцать лет), они поженились тайно.
Выход на культурную арену женщин типа г-жи де Сталь  важен не только в социально-психологическом, но и в воспитательном  плане. Ведь, у них тогда не было никакой иной трибуны (или кафедры). Сталь писала о многом и разном. Главные ее труды – «Размышления о роли  страстей в жизни личной и общественной», «О литературе», «О Германии»,  «Размышления о главнейших событиях французской революции», роман  «Коринна, или Италия» и др. В ней жила неуемная душа путешественницы. Посетив ряд стран, она как бы старалась соединять и объединять народы посредством культурных связей. В романе «Коринна», героиня которого самая знаменитая женщина Италии (поэтесса, писательница, импровизаторша, красавица), мадам де Сталь выступила в роли учительницы нравов. Тут она изложила ряд интересных и глубоких мыслей (в духе романтизма). Недаром  Белинский позже назвал Жермену де Сталь «повивальной бабкою юного романтизма во Франции».
В июле-сентябре 1812 г., в самый разгар наполеоновского  нашествия, мадам де Сталь побывала в России. Свои впечатления она отобразила в последних главах посвященной скитаниям книги «Десять лет в изгнании». Выводы были сделаны отнюдь не лестные для наших соотечественников: «...в гражданском отношении внутреннее управление в России страдает большими недостатками. Этой нации свойственны энергия и величие, но порядка и просвещения все еще не хватает... Нравственность нации и особенно знати сильно пострадала от той серии убийств, которыми  наполнена история России вплоть до царствования Петра Великого и после  него».

Владимир Боровиковский. 
Портрет Анны-Луизы-Жермены де Сталь (1766-1817), 1812
 Долгое время в дворянских кругах моден был следующий исторический анекдот. Однажды во время своего пребывания в России де Сталь сделала императору Александру комплимент: «Ваш характер, государь, — конституция вашей империи, а ваша совесть — ее гарантия». «Если бы это и было так, то я был бы только счастливой случайностью», — таким был ответ  царствующей особы. Да, к Александру де Сталь относилась более или менее лояльно. Но у Пушкина упоминается и другое высказывание писательницы:  «Правление в России есть самовластие, ограниченное удавкою».


Когда Жермена смогла вернуться в Париж, она окунулась в привычную светскую жизнь. Ее салон снова был открыт для друзей. Стоит отметить, что в этом деле она превзошла даже свою мать. В разное время ей «удавалось заманить» в свой салон таких знаменитостей, как Лафайет, Сиейес, Талейран, Жозеф и Люсьен Бонапарт, Август Шлегель, Сисмонди, Веллингтон, российский декабрист Волконский. В 1814 г. здесь побывал даже император России Александр I. Интересно, что, несмотря на лютую ненависть к Наполеону, тирану и гонителю, она стала на его сторону, когда над  страной нависла угроза интервенции. Очевидно, что Франция для нее была  дороже свободы. Впрочем, она мечтала, чтобы Наполеон отстоял  независимость и... погиб. Этого не случилось. Была реставрирована  династия Бурбонов. И снова Жермена оказалась в оппозиции. «...Нет и тени свободы печати... тысячи людей попадают в тюрьмы без следствия...  Словом, везде царствует произвол», — с горечью писала она.
Жермена де Сталь много сделала на литературном поприще. Ее художественные  произведения — это не просто повествования о любви. Это своеобразные  манифесты свободной личности в закрепощенном мире. Героини ее романов,  талантливые, честные в любви и дружбе, сталкиваются с предательством со стороны любимых, непониманием в семье, невозможностью проявить себя в этой жизни. Не менее важны и литературоведческие труды де Сталь. Своим трактатом «О Германии» Жермена провозгласила новую эру в литературе. Она пыталась найти компромисс между классической и зарождавшейся в Германии романтической литературой. Поэт, писатель должны быть свободны от каких бы то ни было канонов, пусть даже  античных, идеальных, считала она. Культура каждого народа своеобразна, и следует отстаивать ее индивидуальность. Своими трудами она оказала большое влияние на политические и, что самое главное, художественные убеждения создателя русского литературного языка А. С. Пушкина. «Все  впечатления души, сочувственно открывшейся новому духу времени, ее вера в философию более реальную и более человечную, вновь завоеванная ею  моральная независимость, ее признание свободы воли, ее вера в самые  благородные и бескорыстные свойства человеческой натуры — все эти  свойства и взгляды г-жи де Сталь, будучи перенесенными в ее  художественные творения, сообщили им неповторимое своеобразие, истинно  современную оригинальность и придали им необыкновенную теплоту,  взволнованность, жизненность и огромную устремленность вдаль, которая  порою несоизмерима с реальностью», — писал о Жермене известный  французский критик XIX века Ш. Сент-Бёв.
21 февраля 1817 года, поднимаясь по лестнице, Жермена де Сталь упала.  Диагноз лекарей был неутешительным — кровоизлияние в мозг. Умерла она  только летом, продержавшись до 14 июля, дня начала Великой французской революции. Она ведь всегда боролась. В конце ей пришлось побороться за свою жизнь...Откуда черпала эта женщина такую неуемную энергию, где брала силы для того, чтобы отстоять свою позицию, не страшась ни презрения окружающих, ни преследования со стороны государства? Ответ на этот вопрос дает героиня ее романа «Коринна, или Италия»: «В чем же, наконец, заключается счастье, если не в развитии своих способностей? И разве нравственная смерть не равносильна физической? Если нужно подавить    в себе ум и душу, к чему же тогда дорожить жалкими остатками бесполезной жизни?»

Цитаты:
* Ум заключается в том, чтобы видеть схожесть различных вещей и различие схожих.
* Только свободная нация обладает национальным характером.
* Что такое свобода, знают лишь те, кто готов умереть за нее.
* Есть тысяча способов быть очень дурным человеком, не нарушая ни одного закона.
* Горе стране, которую ежедневно спасают.
* Чему только не поверят люди, когда им этого очень хочется.
* Разочарование, ухмыляясь, следует за энтузиазмом.
* Любовь — это история жизни женщины, эпизод в жизни мужчины.
* Картина однообразной жизни, даже если это однообразие счастья, ужасает ум, который ищет разнообразия.
* Ревность происходит более от тщеславия, чем от любви.
* Мужчина может бравировать общественным мнением; женщина должна ему подчиняться.
* Быть любимой тем, кто вызывает всеобщее удивление, — вот лучшая участь, которая может выпасть на долю женщины; но счастье это влечет за собой много тревоги.
* Легкие чувства часто длятся очень долго.
* Она такая хорошая подруга, что побросала бы всех своих знакомых в воду, чтобы иметь удовольствие вытащить их оттуда.
* Мы впервые понимаем смерть лишь тогда, когда она забирает человека, которого мы любим.
* В жизни приходится выбирать между скукой и страданием.
* Какое счастье, что я не родилась мужчиной, ведь иначе мне пришлось бы жить в браке с женщиной. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...