вторник, 29 марта 2016 г.

Король смеха – Аркадий Аверченко. К 135-летию со дня рождения писателя.

Аркадий Аверченко – русский писатель, сатирик, театральный критик, редактор журнала «Сатирикон». Аверченко называли королем смеха и чистокровным юмористом. Его писательская звезда взошла достаточно стремительно. В 1905 году он был обычным служащим в Харькове, а в 1908 он уже редактор и один из ведущих авторов журнала «Сатирикон». Его сборники выходили один за другим, в театрах ставили его пьесы, а острые и злободневные фельетоны вызывали резонанс в обществе.
Личность Аверченко была окружена мифами и слухами. В автобиографических рассказах Аверченко подшучивал и над собой, искажал многие факты и детали биографии. К примеру, долгое время не была известна точная дата рождения Аркадия Аверченко. Писатель указывал разные даты в автобиографиях. В разных источниках указаны разные годы и числа. На могиле Аверченко в Праге указан 1884 год рождения. Но чаще всего указывается дата 27 марта 1881 года. 
«Еще за пятнадцать минут до рождения я не знал, что появлюсь на белый свет. Это само по себе пустячное указание я делаю лишь потому, что желаю опередить на четверть часа всех других замечательных людей, жизнь которых с утомительным однообразием описывалась непременно с момента рождения» – так в сборнике «Веселые устрицы» в 1910 году начал изложение своей автобиографии Аркадий Тимофеевич Аверченко. Эта автобиография составлена из нескольких маленьких частей-рассказиков, описывающих в общих чертах отношение автора к своей жизни, семье, началу трудовой деятельности. Например, о финансовых проблемах, семье и отношении к отцу:
«Отец мой, будучи по профессии купцом, не обращал на меня никакого внимания, так как по горло был занят хлопотами и планами: каким бы образом поскорее разориться? Это было мечтой его жизни, и нужно отдать ему полную справедливость – добрый старик достиг своих стремлений самым безукоризненным образом. Он это сделал при соучастии целой плеяды воров, которые обворовывали его магазин, покупателей, которые брали исключительно и планомерно в долг, и – пожаров, испепелявших те из отцовских товаров, которые не были растащены ворами и покупателями.
Воры, пожары и покупатели долгое время стояли стеной между мной и отцом, и я так и остался бы неграмотным, если бы старшим сестрам не пришла в голову забавная, сулившая им массу новых ощущений мысль: заняться моим образованием. Очевидно, я представлял из себя лакомый кусочек, так как из-за весьма сомнительного удовольствия осветить мой ленивый мозг светом знания сестры не только спорили, но однажды даже вступили врукопашную, и результат схватки – вывихнутый палец – нисколько не охладил преподавательского пыла старшей сестры Любы.
Так – на фоне родственной заботливости, любви, пожаров, воров и покупателей – совершался мой рост и развивалось сознательное отношение к окружающему».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...