В 2008 году 8
июля в России появился замечательный праздник – Всероссийский День семьи, любви
и верности. Этот прекрасный летний день был выбран для праздника не случайно –
уже около 780 лет православные почитают 8 июля память святых благоверных князей
Петра и Февронии Муромских – покровителей семейного счастья, любви и верности.
В народе 8 июля, День Петра и Февронии, уже давно считается счастливым для
любви и просто создан для свадеб. Раньше на Руси был и красивый старинный
обычай – праздновать помолвку в День Петра и Февронии.
Идея возродить
древнюю традицию отмечать День Петра и Февронии возникла у жителей города
Мурома, где в XIII веке княжили святые супруги Петр и Феврония, были они образцом
супружеской любви и верности, жили долго и счастливо и умерли в один день (эта
известная многим фраза именно про них). Там же в Муроме на территории Свято-Троицкого
женского монастыря покоятся чудотворные мощи святых супругов, которые уже
помогли многим верующим найти свою настоящую любовь, создать и сохранить семью,
родить детей до этого бездетным парам. В монастыре даже ведут книгу, в которую
записывают случаи чудесного исцеления.
В истории любви Петра
и Февронии воплощаются черты, которые традиционные религии России всегда связывали
с идеалом супружества, а именно: благочестие, взаимная любовь и верность, совершение
дел милосердия и попечение о различных нуждах своих сограждан.
В их жизни были
испытания, проверка мужества, но самое главное — в ней победила любовь.
Жена
«Житие святых Петра и Февронии Муромских в живописи Александра Простева» |
Сначала Петр,
муромский князь, сомневался в Февронии. Могла ли дочь деревенского бортника —
человека, который занимается тем, что добывает пчелиный мед, стать ему — князю
— женой? — так размышлял он. И приходил к выводу, что это маловероятно.
Условие о браке
поставила князю сама Феврония. Петра, князя, привели к ней, изможденного болезнью
— не мог он, как гласит сказание, ни ходить сам, ни сидеть в седле.
Ермолай-Еразм, писатель XVI века, автор «Повести о Петре и Февронии Муромских»,
добавляет мифологических красок в рассказ: к болезни молодого муромского князя
Петра привело противоборство с летающим змеем. Змея, утверждает писатель,
послал в Муром сам дьявол: умел змей принимать облик других людей и входить с
их женами в блуд. Его-то и убил князь Петр — чудесным найденным в церкви мечом.
Но, умирая, брызнул змей кровью, и часть этой крови попала на князя — от крови
пошли язвы, и сделалась болезнь.
Тогда-то в жизни
Петра повстречалась Феврония — деревенская девица-целительница. И она поставила
князю условие: «Женишься — вылечу тебя». И князь вроде был согласен, и лечение
началось, но потом, возвращаясь в Муром, он все же решил, что так не бывает: не
выходят крестьянки замуж за князей. И тогда язвы появились вновь, болезнь
вернулась. Так Феврония стала ему женой.
«Житие святых Петра и Февронии Муромских в живописи Александра Простева» |
Введя Февронию в
свой дом, князь продолжал проверять ее и с каждой проверкой все более убеждался,
что жену ему послал сам Бог.
Так, однажды,
испытывая ее мудрость, он дал ей пучок льна и приказал соткать ему рубашку. В ответ
Феврония дала ему обрубок полена, чтобы князь сделал ей ткацкий станок. «Это
невозможно!» — возмутился Петр. «Как и то невозможно, чтобы сшить тебе рубашку
из этого пучка», — отвечала она.
В другой раз
князь, усадив жену за свой стол обедать, обратил внимание, что она собирает в
руку крошки после еды — так было заведено в ее небогатом доме. Взяв ее за руку,
Петр сказал не делать этого больше. Но, раскрыв ее ладонь, увидел, что крошки
превратились в благовонный фимиам, сообщает писатель Ермолай-Еразм. С тех пор
князь более не испытывал жену, и в доме их воцарились мир и любовь.
Но настоящие
испытания пришли Петру и Февронии с неожиданной стороны. В Муроме взбунтовались
бояре, не желая видеть своей княгиней простолюдинку. В итоге они поставили
ультиматум: князь должен сложить полномочия и оставить город. Или предложили
второй вариант: Феврония берет какие хочет богатства и уходит из Мурома одна,
без князя. «Из всех богатств нужно мне только одно — и это муж мой», — ответила
боярам княгиня. Так князь с женой стали изгнанниками.
Они взяли
корабль и уплыли по Оке, сообщает предание. Вместе с ними на корабле плыл некий
человек со своей женой: «…и стал он смотреть на Февронию с плотским помыслом».
Заметив это, она попросила его: «Зачерпни воды с левого борта ладьи и выпей».
Он проделал это. «Теперь зачерпни с правого борта и выпей. Есть ли разница?» —
«Нету разницы», — отвечал человек. «Вода одинакова, — сказала Феврония. — И одинаково
же женское естество. Зачем же, свою жену оставя, помышляешь о другой?».
Так мыслила и
так поступала Феврония — оставаясь верной князю и стараясь поддержать его в изгнании.
Один из эпизодов повести говорит: когда супруги сошли на берег, предался Петр
унынию, что оставил Муром. Феврония же сказала ему: «Бог, Творец и
Промыслитель, не оставит нас».
И она вновь
оказалась права: вскоре пришли к ним бояре из Мурома и, пав на колени, молили
вернуться и княжить. «Так жили Петр и Феврония в любви и правили городом кротко
и справедливо», — заключает предание.
Завещание
«Житие святых Петра и Февронии Муромских в живописи Александра Простева» |
В летописных
источниках нет упоминания о муромском князе Петре. В связи с этим ряд историков
предполагает, что в «Повести о Петре и Февронии» под именем Петра выведен
муромский князь Давид Юрьевич, живший в начале XIII века.
Одним из
указаний на это стал финал повести, где Петр и Феврония, прожившие вместе много
лет, на закате жизни принимают монашеский подвиг и расходятся встречать свой
конец в разные монастыри. Петр, сообщает повесть, при пострижении в монашество
получил имя Давид.
Реально
существовавший князь Давид в конце жизни тоже ушел в монастырь, где его нарекли
Петром. Писатель Ермолай-Еразм, сочинявший свою повесть спустя три столетия,
вероятнее всего, просто перепутал имена, поменял их местами, полагают историки.
Муромского князя
и его супругу прославили в лике святых в 1547 году, однако народное почитание
их, судя по всему, возникло раньше. К супругам обращались в молитвах с просьбой
о помощи в семейных делах, о счастье и потомстве, о том, чтобы в доме был лад.
Подчеркивая
крепость любви муромских святых, повесть так описывает конец их жизни: они
умерли в один день, но хотели быть похоронены вместе, для чего заранее был
вытесан общий гроб. Однако люди решили, что так нельзя, и похоронили супругов отдельно.
Когда же наутро пришли, то увидели, что князь с княгиней лежат в церкви в общем
гробу.
Разводить их более
не посмели, и так свершилось завещанное: и после смерти любящие супруги не
оставили друг друга.
Петр и Феврония. Обретение телес Святых в одном гробе. Икона |
Святые Петр и Феврония дали пример
идеальной христианской семьи. Именно за это они удостоены церковного почитания,
именно поэтому их жизнь вот уже более восьми веков служит примером должного
отношения супругов к церковному браку и друг к другу. Обстоятельства их жизни
мы узнаем из «Повести о Петре и Февронии», написанной в первой половине XVI в.
Ее автором был священник одного из кремлевских соборов Ермолай (в монашестве
Еразм), входивший в круг церковных писателей и агиографов, сформировавшийся
вокруг святителя Макария Московского.
Предлагаем почитать:
Повесть о Петре
и Февронии Муромских. //Памятники
литературы Древней Руси, конец XV - первая половина XVI века: [сборник /
сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева; вступ. ст. Д.С. Лихачева]. -
Москва: Художественная литература, 1984. - 768 с. – с. 626 – 647.
Петр и Феврония. // Перевезенцев С.В. Смысл русской истории. - М.:
Вече, 2004. – 491 с. - с.251
Премудрость в «Житии
Петра и Февронии» и в представлениях эпохи Макария. // Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского
царства. – СПб.: Акрополь, 1995. – 335 с. – с.221-227.
Петр и Феврония
Муромские (XII век). //Карпов А.Ю. Самые
знаменитые святые и чудотворцы России / А.Ю. Карпов, А.А. Юрьев; Ред. С.
Карпова. - М.: Вече, 2001. - 511 с.: ил. – с. 82-88
Фольклор
Тверской губернии : сб. / Рос. акад.
наук; Авт.- сост. Ю. М.
Соколов, М. И. Рожнова; Подгот. И. Е. Иванова, М. В.
Строганов; Отв. ред.
А. Ф. Белоусов. - СПб.: Наука, 2003.- 646 с.
Жирнова Г.В. Брак
и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем: (по материалам городов сред. полосы РСФСР) /
Жирнова Г.В. - Москва: Наука, 1980. – 150 с.
Книга о браке и свадьбе русских горожан написана по
материалам полевых экспедиционных исследований автора, сумевшего собрать
большой фактический и статистический материал в городах Центральной полосы
РСФСР - Калуге, Ельце, Ефремове, Козельске и др. Читатель найдет здесь много
важного и интересного о брачных обычаях, существовавших у различных слоев
горожан, о способах знакомства молодежи, о сватовстве, о приготовлениях к
свадьбе и разного рода предсвадебных действах, об особенностях проведения самой
свадьбы в прошлом.
Жданов В. А.Толстой
и Софья Берс. / В.А.Жданов. - М.:
Алгоритм, 2008. - 444 с.
Зинин С.И. Сергей
Есенин и Софья Толстая. /С.И. Зинин. -
М.: Алгоритм, 2008. - 220 с.
Черкашина Л.А. Пушкин
и Натали. / Л.А. Черкашина.- М.:
Алгоритм, 2008. – 316 с.
Спрашивайте
книги в фондах нашей библиотеки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий