Шуты появились еще в древности. Первое
упоминание шута (planus regium) встречается у Плиния Старшего в его рассказе о
визите Апеллеса во дворец короля Птолемея I…
Расцвет шутовства пришелся на Средние
века, когда для многих это было единственным способом заработать на пропитание.
Все королевские дворы имели собственных шутов, которые развлекали монархов и их
приближенных: музицированием, жонглированием, шутками и анекдотами,
всевозможными ребусами и играми.
Шут - аналог клоуна, ассоциируется, как правило, со Средневековьем |
Традиционно шут изображается в шутовском
колпаке с бубенцами. Три длинных конца колпака символизируют ослиные уши и
хвост — атрибуты карнавальных костюмов во время римских Сатурналий и «ослиных
процессий» раннего средневековья.
В Англии традиция придворного шутовства
была прервана со свержением Карла I в 1649 году. Оливер Кромвель создал
пуританскую республику, где не было места такому фривольному занятию.
Шут был символическим близнецом короля.
Шуты воспринимались как люди, оставшиеся по божьей воле недоразвитыми детьми.
Не только люди с актерскими способностями, но и люди с психическими
заболеваниями зачастую зарабатывали шутовством средства к существованию.
Все королевские дворы средневековья
нанимали различного рода шутов, в умения которых входило музицирование,
жонглирование, актерство и загадывание загадок.
В период правления Елизаветы первой
Английской Уильям Шекспир пишет свои пьесы, часто выводя в них шута в качестве
одного из лирических героев.
C наступлением эпохи Просвещения и
Реформации традиция найма шутов прервалась.
На Руси шутовство имеет давние традиции.
Персонаж русских сказок Иван-дурак часто противопоставляется Царю именно в
качестве носителя некого тайного знания, кажущегося глупостью.
При русском барском доме или дворце
содержались шуты, в обязанности которых входило развлекать забавными выходками
господ и гостей. При дворе русских царей, а после и императоров также
содержались шуты.
Портрет Якова Тургенева, шута Петра I |
Известны придворные шуты Петра Великого
Иван Александрович Балакирев, вошедший в историю множеством рассказанных якобы
им анекдотов, и Ян д’Акоста, которому за политические и богословские споры Пётр
пожаловал остров в Финском заливе и титул «Самоедского Короля».
Прослеживается также определенная связь
традиции шутовства с традицией юродства, хотя последнее несло существенно
большую духовную, сакральную нагрузку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий