вторник, 3 марта 2015 г.

«Читателя найду в потомстве я». Евгений Баратынский


«Мой дар убог, и голос мой не громок,
Но я живу, и на земли мое
Кому-нибудь любезно бытие:
Его найдет далекий мой потомок
В моих стихах; как знать? душа моя
Окажется с душой его в сношенье,
И как нашел я друга в поколенье,
Читателя найду в потомстве я».


2 марта автору этих строк, поэту Евгению Абрамовичу Баратынскому (Боратынскому) исполнилось бы 215 лет.

Большинство публикаций в литературных журналах и отдельных изданий 1820-х-1830-х годов подписаны фамилией Баратынский. Однако последняя подготовленная поэтом к печати книга стихов — «Сумерки» — подписана через «о»: «Сумерки. Сочиненіе Евгенія Боратынскаго». В начале XX в. преобладало написание фамилии поэта через «о», в советское время — через «а». В 1990—2000-е годы вновь стало активно использоваться написание Боратынский.
А. Пушкину не исполнилось ещё и года, когда в России 19 февраля (2 марта) 1800 года появился на свет Евгений Баратынский, имени которого суждено было стать в один ряд с крупнейшими поэтами пушкинской эпохи.Происходил он из древнего польского рода Боратынских, с конца XVII века жившего в России. Маленький Баратынский вырос в родовом поместье – имении Мара, что находилось в Тамбовской губернии и был постоянно окружён ласковыми заботами матери, Александры Фёдоровны Баратынской, бывшей фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны, и отца, Абрама Андреевича Баратынского, отставного генерал-лейтенанта.
В детстве у Баратынского дядькой был итальянец Боргезе, и мальчик рано познакомился с итальянским языком. Также вполне овладел французским, принятым в доме Баратынских, и лет с восьми уже писал по-французски письма. В 1808 году Баратынского отвезли в Петербург и отдали в частный немецкий пансион, где он выучился немецкому языку. По достижении 12 лет Баратынский был определён на учёбу в пажеский корпус. Если у Пушкина о лицейской поре сохранились самые светлые воспоминания, то Баратынскому было неуютно и плохо в непривычной обстановке. Сблизившись с некоторыми товарищами, Баратынский участвовал в серьёзных шалостях, из которых одна, граничившая с преступлением — кража у отца одного из соучеников 500 рублей и черепаховой табакерки в золотой оправе, повела к исключению его из корпуса, с воспрещением поступать на государственную службу, кроме военной — рядовым. Баратынскому было тогда 15 лет.
Покинув пажеский корпус, Евгений Баратынский несколько лет жил частью с матерью в Тамбовской губернии, частью у дяди, брата отца, в Смоленской губернии. Живя в деревне, Баратынский начал писать стихи. Осенью 1818 г. Баратынский появился в Петербурге, а зимой 1819 г. ему было разрешено поступить рядовым в петербургский лейб-гвардии егерский полк. Получив первое офицерское звание, он считался бы прощённым и мог выбрать службу по своему желанию. В это время он познакомился с Антоном Дельвигом, не только нравственно поддержавшим его, но и оценившим его поэтическое дарование. Тогда же завязались приятельские отношения с Александром Пушкиным и Вильгельмом Кюхельбекером. В печати появились первые произведения Баратынского.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...