пятница, 5 сентября 2014 г.

Андрей Платонов. К 115-летию со дня рождения

«Скучные книги происходят от скучного читателя, ибо в книгах действует ищущая тоска читателя, а не умелость сочинителя».
А. Платонов «Чевенгур».
Андрей Платонов принадлежит к тем писателям, рядом с которыми поставить просто некого. Он не создал школы, не оставил учеников. Его писательский стиль абсолютно уникален. В восхищении от него были как современники, так и потомки – независимо от политических пристрастий и этических вкусов. Платонов не был репрессирован, не подвергался высылкам и обструкциям. Его произведения время от времени печатали даже в советские годы. Другое дело, что т.н. «сокровенного Платонова» (пользуясь его же собственным эпитетом) массовый читатель просто не знал, был искусственно лишен.
На главные произведения писателя – роман «Чевенгур», повесть «Котлован», бедняцкую хронику «Впрок» - был наложен строгий цензурный запрет вплоть до конца 80-х гг. И даже когда, наконец, и эти произведения Платонова были опубликованы, вышло собрание его сочинений, учителя школ и словесники всех мастей до сих пор ломают голову: что делать с этим странным писателем? Вроде, он и свой, советский, да писал как-то подозрительно просто, безыскусно. Ирония ли это, издевка, или абсолютная преданность советскому режиму – судить каждому по-своему…
Биография Платонова А.П. (1.09.1899 - 5.01.1951)
КлиментОв – такова настоящая фамилия будущего писателя. Причем, по свидетельству дочери, ударение должно ставиться на последнем слоге. Он происходил из вполне пролетарской семьи. Отец был машинистом, мать прилежной домохозяйкой, исправно рожавшей в год по очередному младенцу. Андрей был первенцем, старшим в семье. Разумеется, помогал растить, опекать и ставить на ноги остальных братьев и сестер. Родом Платонов – из Воронежа, города, который к тому времени уже подарил России Кольцова и Никитина, а позднее прославится тем, что туда же будет сослан опальный поэт Осип Мандельштам.
Андрей окончил церковно-приходскую школу. Что такое тяжелый физический труд – знал не понаслышке. Сначала шел по стопам отца, работая помощником машиниста, затем литейщиком на заводе. События революции и гражданской войны побудили его к тому, чтобы изменить род занятий. Платонов избрал стезю фронтового корреспондента. Советскую власть встретил с восторгом и энтузиазмом.
После окончания войны участвует в электрификации и мелиорации Советской республики. Вообще в 20-е годы судьба швыряет Платонова то туда, то сюда: он работает электриком, пытается заниматься опытным овощеводством, помогает возводить плотины и электростанции, рыть колодцы и пруды. Берет себе псевдоним, образованный от имени отца. Сына нарекает этим же именем. Подает заявление о вступлении в партию, но до этого дело так и не доходит. В годы репрессий Платонова не тронули, но арестовали его пятнадцатилетнего сына, который, хоть и вернулся два года спустя, но будучи неизлечимо больным туберкулезом. Эта же болезнь сведет в могилу и самого Платонова спустя 18 лет.
Во время Великой Отечественной войны Платонов вновь вспомнил старое ремесло военного корреспондента. Однажды был контужен и всю ночь оставался под земляным завалом. Окончание войны Платонов все-таки встретил в Берлине. С фронта его привезли на носилках, еле живого. Вскоре писателю наглухо перекрыли возможность издаваться и печататься. Он еле сводил концы с концами, подрабатывая переводами. Разумеется, срывался, пил. И это, несмотря на то, что Платонов всегда сохранял верность коммунистическим идеалам своей юности. Умершего в 1951 году Андрея Платонова похоронили на Армянском кладбище Москвы. О самих похоронах оставил выразительный очерк писатель Юрий Нагибин в своем «Дневнике».
Творчество Андрея Платонова
Путь Платонова в литературу начинался со стихов. На этом поприще он не снискал особой славы и даже известности, хотя выпустил целую книгу своих стихотворных произведений и даже удостоился сочувственных слов от мэтра русского символизма Валерия Брюсова. Однако истинное признание ждало Платонова на ниве прозы. Его первая книга стихов и рассказов, названная «Голубая глубина», вышла в 1922 году. Он охотно работал в жанрах «малого эпоса», писал рассказы, которые иногда принимались издательствами. Написал несколько романов, один из которых – «Счастливая Москва» - остался незаконченным.
С некоторых пор участие в писательской судьбе Платонова принимал лично «отец народов» - Сталин. По сути, к Платонову было применено его указание в отношении другого автора – поэта Осипа Мандельштама: «изолировать, но сохранить». Поэтому на Платонова то периодически спускали «собак» и подвергали погромной критике, то несколько ослабляли цензурную удавку и кое-что из написанного удавалось напечатать. Если такие вполне «безопасные» и советские по духу произведения, как “Происхождение мастера”, “Сокровенный человек”, “Епифанские шлюзы”, “Ямская слобода”, “Джан” и др. проходили сквозь цензуру целыми и невредимыми, то в отношении «Чевенгура» и «Котлована» этого уже сказать нельзя.
Не помогло и заступничество Максима Горького. К тому же, Платонов был упрям и не желал ставить перо в услужение новой власти безоговорочно, оставлял за собой право на самобытность и независимость взглядов. Именно поэтому его особый литературный стиль, в котором смешались «канцелярит», ирония, гротеск, вызывал такую ярость у деятелей РАППа и приводил к периодическим «проработкам» Платонова в официальной печати. Каких же, в сущности, взглядов придерживался Андрей Платонов, как можно охарактеризовать его мировоззрение в целом? Это была некая попытка создать новую коммунистическую религию. Платонов искал «третий путь» между официальной советской идеологией, опиравшейся на труды Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, и религиозной философией начала ХХ века (Лев Шестов, Николай Бердяев, Иван Ильин и др.).
Платонов весьма внимательно относился к построениям представителей «русского космизма» (К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, В.И.Вернадский). Вместе с тем, не открещиваясь полностью от традиций, Платонов, пусть и весьма своеобразно, по-своему, отстаивал достоинство человека, ценил его способность к разуму и совестливости. Мечта, которую выразил поэт В.Маяковский, - «жить единым человечьим общежитьем» - готова торжествовать и в произведениях Платонова.
Интересные факты
Сами псевдонимы, которыми пользовался молодой Платонов, настолько разнообразны, что напоминают поиски Максима Горького в том же возрасте: А. Фирсов, А. Вогулов, Елпидифор Баклажанов, Иоганн Пупков, Фома Человеков, Н. Вермо.


Род Платоновых не прервался. На удивление, сын Платонова успел стать отцом, а отца сделать дедом, а позднее у Платонова родилась дочь Мария – единственная наследница и душеприказчица, ведавшая изданием произведений своего знаменитого родителя.

Известный режиссер Александр Сокуров в 1987 году поставил фильм "Одинокий голос человека" по мотивам рассказов А. Платонова.
Ссылки:




Иллюстрации Светланы Филипповой к «Чевенгур» А. Платонова




О книгах А. Платонова.
«Котлован». Произведение посвящено переломному времени становления социалистического строя – и в России, и в сознании русского человека. Процесс запущен, как и бесконечное, бессмысленное рытье котлована – основы для строительства будущего пролетарского общежития, но цели у этого процесса нет. Действующие лица «Котлована» воюют, агитируют, болеют, умирают, а будущее по-прежнему туманно, рытье котлована – безостановочно, жизнь – быстротечна и бездарна…
Отзывы читателей: «Стоит прочитать хотя бы для того, чтоб иметь представление и, конечно, свое мнение. книга читалась не очень легко, многое было непонятно, но именно в этой книге..в этом-то я и нашла свою фишку. Котлован - про нашу страну, про муки людей
«Ювенильное море». Материал для известной повести «Ювенильное море» Андрей Платонов привез из многочисленных командировок, куда он ездил от Наркомхоза. В нем описан долгий путь инженера-электрика Вермо в мясосовхоз «нумер сто один», в котором люди живут очень плохо, но при этом вынуждены выполнять абсолютно абсурдные приказы директора совхоза с красноречивой фамилией Умрищев. Сам он – выходец из центра, где было провозглашено планирование «безвестных времен на тридцать лет вперед»...
Отзывы читателей: «Великолепная сатира. Как автору удалось уцелеть в России того времени? Так мастерски без нецензурщины материть советские порядки, да таким еще голосом и штилем... Сильный человек и автор».
«Чевенгур». В «Чевенгуре» коммунары отдельно взятого провинциального городка России строят у себя коммунистическое общество. В нем пока живут только «свои» и «чужие» - «члены» и «гады». Но последних («буржуев» и «полубуржуев»), так как строится бесклассовое общество, просто уничтожают. Как только с ними будет покончено, жители городка объявят о полной и окончательной победе коммунизма в отдельно взятом городе. Но при этом умирают детишки, а будущее остается загадочным.
Отзывы читателей: «Книга очень неоднозначная, и уж в школьной программе, например, ей делать нечего. Продираться сквозь роман можно только по собственному желанию... Но я считаю, что первые пятьдесят страниц совершенно гениальны в своей мрачности, а первые сто - очень хороши.»
«Тяжёлая книга. С металлическим привкусом. Холодная и мрачная. Но зато доходит до мозга быстро...Как если шлёпнули хорошенько. Вот так вот мы много лет строили коммунизм...точно так же, как герои рыли котлован....


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...