вторник, 18 августа 2015 г.

Список рекомендованной литературы для школьников: каким ему быть?

Конец августа. Вот и лето прошло. Юные читатели Детского абонемента спешат дочитать книги, рекомендованные им в школе для летнего чтения. Полки с популярными произведениями полупустые – произведения нужны всем и сразу! Радует, что пусть и по необходимости ребята идут в библиотеку. Возможно, мы приобретем новых постоянных читателей.
Рекомендательный список литературы: каким он должен быть? Какие книги для детей и подростков выбрать в море литературы? Об этом в своей статье в журнале «Уроки литературы», 2015, №8, с. 5-12 (приложение к журналу «Литература в школе») рассказывает кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры филологического образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования», член-корр. МАНПО Кутейникова Наталья Евгеньевна.
Автор предлагает следующие критерии отбора произведений:
1) качественное содержание (научное, художественное, социально-бытовое);
2) этическая и эстетическая ценность для сохранения духовно-культурных связей между поколениями и для формирования личности читателя-школьника;
3) интерес и восприятие современными детьми, подростками и юношеством; познавательная ценность для подрастающих поколений;
4) возможности для расширения кругозора, развития и формирования межпредметных и метапредметных знаний, умений, навыков, формирования речевой и коммуникативной компетенции.
Наталья Евгеньевна предлагает свой вариант рекомендуемого списка современной отечественной и зарубежной литературы. Он имеет рекомендательный характер, то есть необязательный, не требующий от учителя и учеников прочтения и изучения всех заявленных в нём произведений. Данный список представляет собой один из вариантов списков для внеклассного чтения учащихся, который необходимо адаптировать в каждом конкретном случае. При этом учитель имеет полное право пользоваться другими рекомендательными списками, например списком Библиогида, списками издательств, писателей и/ или форумов читателей.
Вариативность данного списка также предполагает следующее:
1) список является открытым — пополняемым и дополняемым самими учителями конкретной образовательной организации, другими педагогическими работниками данной организации в зависимости от контингента учащихся, сформированности их читательских умений и предпочтений, тем и проблем, обсуждаемых на внеурочных занятиях, а также в связи с изучением и/или повторением теоретико-литературных и историко-литературных понятий;
2) список можно сокращать, на его основе можно и нужно создавать тематические списки, отдельные списки отечественной и зарубежной литературы, литературы конкретной страны, например страны изучаемого языка, списки по определенной функционально-жанровой направленности (научно-познавательная литература; художественная литература; массовая литература) или жанрам (сказка, фэнтези, роман, повесть, рассказ и т. д.);
3) список должен анализироваться школьными библиотекарями и уточняться с опорой на те произведения, которые поступили в библиотеки образовательных организаций и/или имеются в наличии в книжных магазинах города (сельского поселения), в интернет-магазинах, а также в открытом доступе в Интернете.
4) список необходимо пересматривать библиографам, литературоведам, учёным-методистам и учителям каждые 2—3 года с последующим обсуждением в педагогическом сообществе: за это время на книжном рынке появится новая литература, в то время как часть произведений, заявленных в данном списке, исчезнет в свободной продаже или же устареет по тем или иным причинам;
5) список должен пересматриваться в связи с появлением и разработкой различных методических подходов, форм и приёмов изучения произведений современных авторов, а также с учётом появившихся литературно-критических материалов, которые по большинству заявленных в списке произведений на данный момент отсутствуют.

В данный рекомендательный список внесены:
а) произведения отечественных авторов конца XX — начала XXI столетий;
б) произведения, написанные на русском языке писателями, проживающими за рубежами России, но созданные в контексте традиций отечественной детско-подростковой литературы XIX—XX веков;

в) произведения, которые были написаны, иногда — изданы в XX веке, но в начале XXI столетия осуществлено их переиздание в силу этико-эстетической и познавательной ценности, актуальности для современного читателя;
г) произведения зарубежных авторов, созданные на рубеже XX—XXI веков;
д) произведения зарубежных авторов, которые были написаны в прошлом столетии, но впервые переведены на русский язык только сейчас.
Полностью список опубликован в журнале «Уроки литературы», 2015, №8, с. 5-12 (приложение к журналу «Литература в школе»). Из этого списка мы выбрали книги, имеющиеся в наших фондах.

Рекомендуемый список современной детско-подростковой литературы
(1990-е годы — XXI век) для чтения и изучения со школьниками 9—17 лет
(из фондов библиотек МУК «Ржевская ЦБС»)


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...