суббота, 23 августа 2014 г.

Поэт Лев Озеров. К 100-летию со дня рождения

"Поэтический голос Льва Озерова мне всегда нравился. Это был тихий голос хорошего человека." М.Светлов
Лев Адольфович Озеров (настоящая фамилия - Гольдберг, 23.08.1914 - 18.03.1996) - русский поэт и переводчик. Окончил семилетку, работал на легендарном заводе «Арсенал», стены которого до сих пор хранят следы немецких и петлюровских снарядов. Он был чернорабочим, затем чертёжником, рисовал плакаты, играл на скрипке в симфоническом оркестре, работал в многотиражке и республиканских газетах. Потом - Москва, ИФЛИ, аспирантура. В войну - трудфронт на Северном Кавказе, сотрудничество в газете «Победа за нами», работа публициста на радио и в печати... 
Школа жизни и школа слова были не единственными воспитателями Льва Озерова. С детства он хорошо рисовал, любил и знал музыку, мечтал стать композитором и дирижёром. Разносторонняя одарённость и помогла Льву Озерову в выборе пути, и в чём-то замедлила его самоопределение. В конце концов, взяла верх поэзия, вобрав в себя живопись и музыку, филологию и философию.
Озеров автор ряда книг и статей о русской и украинской поэзии. Писал о творчестве Тютчева, Фета, Пастернака, а также ряд мемуарных очерков, в том числе об Ахматовой, Заболоцком и других. Статья Озерова «Стихотворения Анны Ахматовой», опубликованная 23 июня 1959 года в «Литературной газете», представляет собой первый отзыв о её поэзии после долгих лет молчания.
Лев Озеров также много сделал для сохранения творческого наследия и для публикации поэтов своего поколения, погибших на войне или в годы сталинских репрессий, или просто рано умерших (Ильи Сельвинского, Александра Кочеткова, Дмитрия Кедрина, Георгия Оболдуева).

О тебе я хочу думать. Думаю о тебе.
О тебе не хочу думать. Думаю о тебе.
О других я хочу думать. Думаю о тебе.
Ни о ком не хочу думать. Думаю о тебе.
1964



                    ***
Всю жизнь я собираюсь жить.
Вся жизнь проходит в ожиданье,
И лишь в короткие свиданья,
Когда немыслимо решить,
Что значит быть или не быть,
Меж гордым мигом узнаванья
И горьким мигом расставанья —
Живу, а не готовлюсь жить.
1964
                    ***
Немо горит в окне огонек;
Звезды немы.
Где мы, когда человек одинок?
Где мы?
Где мы, когда он, уставясь во тьму,
Ищет совета?
Где мы, чтоб вовремя выйти к нему,
Ждущему где-то?
Сколько раз мы с тобою клялись
В чуткости к другу?
Что же ты далью счел эту близь,
Спрятал за спину руку?
Взял да забился в свой уголок,
Пишешь поэмы...
Где мы, когда человек одинок,
Где мы?..

                     ***
Не умею рассказывать музыку,
И не смею рассказывать музыку,
И немею, слушая музыку.
Немота моя – не помеха мне,
А для горести и для смеха мне.
Полнота бытия открывается
В час, когда слушаю музыку.
Вот и прадед с тобою встречается,
Щедрый, скаред с тобою встречаются,
Две эпохи с тобою братаются,
Пусть на час или мгновение
Чудодейственно это явление.
Небеса с землёю сближаются,
Поворот земли совершается,
Лютый холод в зной превращается
В час, когда я слушаю музыку. 

                 *** 
Я не хотел бы умереть весной,
Когда сирень цветёт неудержимо,
Когда в бездонном небе надо мной
Седые льдинки проплывают мимо.

Не нравится мне летом умирать,
Когда кипит листва, и рдеют розы,
И зеленью горит речная гладь,
И мимо щёк, звеня, снуют стрекозы.

Легко ль уйти по осени, когда
Плоды с деревьев тянутся к нам в руки?
Ещё тепло, хотя прошла страда,
И некогда мне думать о разлуке.

Уйти зимой? Что может быть грустней?
Да это было бы и впрямь жестоко:
Родных заставить мёрзнуть и друзей,
К тому же до весны так недалёко...
1956

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...