Начнем с самодержиц. Екатерина I
Алексеевна. (1725 – 1727)
Коронация состоялась 1724 (как
императрица-супруга Петра I) Платье из красного шелка, украшено серебряным
шитьем и вытканными узорами. Остов короны. Первая российская императорская корона,
созданная к коронации Екатерины I. Не сохранила своего первоначального облика.
В 1730 г. украшавшие ее алмазы были перенесены на корону императрицы Анны
Иоанновны. По повелению императора Александра I, корона как историческая
реликвия была передана в Оружейную палату.
На этом фото видны туфли:
Анна I Иоанновна (1730 - 1740)
Коронация 1730 г.Платье Екатерины I заказали в Берлине и
привезли в Россию «патрон», то есть выкройку с вышивкой, скреплённую швами лишь
в нескольких местах. И здесь только собирали. Причем собирали в большой спешке,
за три дня, если верить музейным записям. А вот платье Анны Иоанновны полностью
сшито в России из из лионской парчи. Шил его портной, которого Анна привезла с
собой. Есть утверждение, что первоначально платье было розово-терракотового
цвета. Но краситель оказался нестойким и платье со временем выцвело.
Утверждение кажется мне спорным, потому как на портрете оно какое угодно, но не
розовое. Шлейф необычный, треугольной формы. Отделка платья на портрете и на
музейных фото отличается, скорее всего это связано с тем, что его дополнительно
отделывали после, в соответствии с меняющейся модой. Корона и цепь андреевского
ордена.
Елизавета Петровна.(1741 - 1761)
Коронация 1742 г.Елизавета славилась
тем, что никогда не надевала один и тот же наряд дважды, после её смерти в
гардеробе насчитали больше 15 тысяч платьев. Императрица не позволяла приходить
в «ношеных» нарядах и своим придворным дамам, тем более запрещено было выглядеть
нарядней императрицы. Коронационное платье из тонкой парчи (глазет серебряного
цвета) с украшением из золотого позумента. На портрете в этот раз опять другое
платье. Зато нашлось фото, на котором хорошо виден шлейф, и фото макета
коронационного облачения Елизаветы из портретного зала Екатерининского дворца.
Макет, кстати, бумажный. :) Платье Екатерины Великой.
Екатерина II Алексеевна Великая
(урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, 1762 – 1796).
Коронация 1762 г. Двор Екатерины II не
уступал по роскоши двору ее предшественницы. Расточительность двора достигла
таких размеров, что Екатерина II вынуждена была издать указ, регламентировавший
парадный и придворный туалеты. В одном из пунктов этого указа говорилось, что
ширина золотого и серебряного кружева на кафтанах не должна была превышать 9
см. К 1775 году относится появление при
российском императорском дворе дамских нарядов в национальном «русском», стиле,
моду на которые ввела Екатерина II. Эти костюмы являлись подражанием как
длиннополой, многослойной одежде высшего сословия допетровской Руси, так и
наследовавшему ее наиболее характерные черты праздничному народному костюму. Их
отличительными особенностями были драпированные рукава нижнего платья, откидные
рукава верхнего, оформление переда наподобие крестьянского сарафана – в виде
сквозной застежки на пуговицах, а также головной убор в форме кокошника с
вуалью. Претерпев с течением времени целый ряд модификаций, этот национальный
костюм, остроумно названный одним из современников «офранцуженным сарафаном»,
сохранился в качестве придворной церемониальной формы до конца существования
монархии, а с начала XIX века стал традиционным коронационным облачением
российских императриц. (сайт Музеи Московского Кремля) О придворных платьях мы
с вами непременно поговорим, само же коронационное платье Екатерины было
изготовлено из серебряной парчи с отделкой кружевом и вышитыми аппликациями.
Императорская корона, была изготовлена
придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером
Иеремией Позье для коронации императрицы Екатерины Второй в 1762 году. Корона
создана в рекордно короткий срок — всего за два месяца. Руководил работой по
созданию короны ювелир Г.-Ф. Экарт. Он создал эскиз и каркас. Подбором
бриллиантов занимался И. Позье. Уникальный памятник ювелирного искусства был
отреставрирован в 1984 году. Главный художник В. Г. Ситников, ювелиры — В. В.
Николаев, Г. Ф. Алексахин. Ну и в комплект, для полноты образа — туфли. С
портретами в этот раз у меня не возникло никаких проблем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий