20 занимательных фактов о Фридрихе
Шиллере.
"Человек вырастает по мере того, как растут его цели."
"Утраченную минуту не может вернуть даже сама
вечность."
Ф. Шиллер
Гениальный поэт-романтик XVIII века
Фридрих Шиллер (10.11.1759 – 9.05.1805) был властителем дум русских лириков,
его человеколюбивые идеи вдохновляли философов. Его творчество по-разному
оценивали критики: одни провозглашали Шиллера поэтом свободы, другие считали
оплотом буржуазной нравственности. 10 ноября, в 255-ю годовщину со дня рождения
поэта, предлагаю ознакомиться с 20 занимательными фактами о нем.
1. Предками поэта и с материнской и с
отцовской стороны были простые сельские булочники. Его отец Иоганн Каспар
Шиллер выбился в люди благодаря настойчивости, пытливому уму и честолюбию. Уже
в 10-летнем возрасте тот знал грамоту и латынь, упросил отдать мать к
цирюльнику и хирургу в ученики, а впоследствии врачевание стало его профессией.
Фридрих Шиллер был его единственным сыном, прославившим фамилию. Он родился 10
ноября 1759 года. Внешне будущий поэт был похож на мать Элизабет Доротею
Кодвайс, которая была набожной женщиной, увлекалась литературой, предпочитая
лирику и жизнеописания великих людей.
2. В детстве Фридрих много болел, только
к подростковому возрасту он окреп. Грамоте обучался с 6 лет. Первым учителем
его был пастор Мозер (впоследствии его имя было использовано Шиллером для
обозначения духовника в драме «Разбойники»). Юный Фридрих был сильно привязан к
нему, равно как и к своей сестре Кристофине, лучшему другу Фердинаду и Концу,
ставшему известным филологом и поэтом. С ними он готов был поделиться всем, что
у него есть, а иногда и дарил свои вещи просто так, за что не раз получал
взбучку от родителей.
3. В детстве Фридрих подражал своим
духовным наставникам, которые обучали его в латинской школе в Людвигсбурге,
придавая своим речам элемент пафосности. Такое впечатление на 7-летнего
мальчика произвел театр, куда его водили за прилежание в учебе. Юный Фридрих,
встав на стул и облачившись в черный передник наподобие пасторской мантии, с
серьезным видом читал проповедь с воображаемой кафедры. Любимым его занятием
также было играть в театр: из бумаги он вырезал персонажей, сестра раскрашивала
фигуры и на самодельной сцене с товарищами они устраивали драматические
действа.
4. В старших классах Фридрих подавал
большие надежды. В 14 лет его отдали в военную академию, где начал изучать
право, хотя с детства мечтал стать священником. На духовный путь его наставляли
и родители, однако отец, будучи человеком военным и подневольным, всецело
зависел от герцога Вюртембергского, и ему ничего не оставалось делать, как
подчиниться и забыть про свои мечты. В отличие от первого учебного заведения
здесь отсутствовал дух свободы, а жить по команде и действовать под барабанный
бой Фридрих не привык. Единственной отдушиной были книги, в кои и погрузился
подросток всей душой. Да и в нем вдруг проснулся поэтический дар.
Высшая школа Карла, Штутгарт |
5. Юриспруденция совершенно не нравилась
Шиллеру. В конце 1774 он был одним из последних, а в конце следующего учебного
года – самым последним из восемнадцати учеников своего отделения. В 1776-м
Фридрих перевелся на медицинское отделение. Он захотел во что бы то ни стало
овладеть профессией, но и поэтическое творчество не бросал. Диссертацию
«Философия физиологии» не приняло руководство академии, посчитав этот труд
слишком запутанным. 20-летний Шиллер просто заявил в нем о человеке как о
духовном существе, а это не понравилось «биологам». Его оставили еще на один
год. Он предпринял еще одну попытку оправдать душу человека, представив на суд
ученых «Опыт о связи животной стороны человеческой природы с его духовной
стороной». Эта работа была не только одобрена, но и даже опубликована. В стенах
академии созрел сюжет и первой драмы поэта «Разбойники». Выпустившись из этого
учебного заведения в 1780-м, Шиллер был направлен лекарем в гарнизонный полк с
месячным жалованьем 18 гульденов.
Шиллер в качестве полкового лекаря (1781—1782) |
6. Жизнь полкового врача порождала множество
слухов о Фридрихе, приписывая ему «подвиги», которых он никогда не совершал. В
1872-м он опубликовал сборник «Антология на 1782 год», куда вошел цикл
лирических стихотворений, посвященных некой Лауре, которая оказалась просто
заимствованным классическим образом из поэзии Возрождения (Франческа Петрарка
писал в честь своей возлюбленной Лауры). Кстати, чтобы книга была напечатана,
Шиллер прибегнул к мистификации, подписав местом ее издания русский сибирский
город Тобольск. В этом же году Шиллер завершил драму «Разбойники», и она с
успехом была поставлена в театре. В годы Великой французской буржуазной
революции за это произведение поэт удостоился почетного звания гражданина
Французской Республики. Шиллер лично присутствовал на премьере «Разбойников»,
самовольно покинув гарнизон. За этот дерзкий поступок военного врача Фридриха
посадили на двухнедельную гауптвахту и запретили писать что-либо, кроме
медицинских сочинений. Такое заключение привело к бегству, которое и предпринял
вольнолюбивый молодой человек. Так в 1782-м он оказался в Мангейме.
7. Жизнь, однако, не баловала его.
Шиллер вынужден был скрываться под фамилией «доктор Риттер», живя в поместье
своей старой знакомой Генриетты фон Вальцоген в Бауэрбахе. Здесь он написал
«Коварство и любовь», историческую драму «Дон Карлос» и окончил «Заговор Фиеско
в Генуе». В 1783-м Шиллер влюбился в дочку хозяйки усадьбы Шарлотту вон
Вальцоген, но мать не дала согласие на брак, поскольку Шиллер был бессребреник.
Девушка вышла впоследствии замуж за некоего Лилиенштерна и умерла еще молодой в
1794 году. Может показаться странным, – однако это так: любовь к Шарлотте не
вызвала у Шиллера ни единого стихотворения. Когда поставленная в 1784-м
«Коварство и любовь» произвела фурор на общественность, критика поставила Шиллера
в ряд выдающихся драматургов Германии.
В личной жизни по-прежнему ему не везло.
Он влюбился в 17-летнюю Маргариту Шван, дочь книготорговца, которая, кокетничая
с ним, не проявляла сильных чувств, а ее отец не хотел видеть своим зятем
нищего поэта. Девушка, не имевшая недостатка в поклонниках, вышла впоследствии
замуж за некоего Геца и умерла рано, всего 36-ти лет. Она виделась еще раз с
Шиллером, когда тот, уже женатый, приезжал на родину в Штутгарт. По словам жены
Шиллера, оба – и Маргарита, и муж ее – были сильно взволнованны во время этого
свидания.
8. Получив официальный отказ от
возлюбленной в 1785, Шиллер пишет «Оду к радости», которая в 1823-м была
положена великим немецким композитором Бетховеном на музыку и стала частью его
симфонии № 9. В 1972-м Совет министров Европы официально объявил это
произведение гимном Совета Европы, а с 1985-го эта мелодия была главной песней
Европейских Сообществ, с 1993 – ЕС.
Радость,
пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьяненные тобою,
Мы вошли в твой светлый храм.
Ты сближаешь без усилья
Всех разрозненных враждой,
Там, где ты раскинешь крылья,
Люди – братья меж собой.
Райский дух, слетевший к нам,
Опьяненные тобою,
Мы вошли в твой светлый храм.
Ты сближаешь без усилья
Всех разрозненных враждой,
Там, где ты раскинешь крылья,
Люди – братья меж собой.
В 2011-м один иностранный коллекционер приобрел манускрипт оды «К радости» за 500 тыс. франков.
9. Следующей его любовью стала
талантливая драматическая актриса Катарина Бауман. Она принимала ухаживания
поэта, радуясь им, как ребенок, но не отвечала на его чувство.
Более продолжительные отношения
связывали Шиллера с Шарлоттой фон Кальб, замужней женщиной, обладающей
незаурядным умом и поэтическим дарованием. Это была экзальтированная любовь,
полная страданий и мук. Шарлотта ввела Фридриха в круг веймарских литераторов,
и он постепенно приобрел известность в обществе. Вращаясь в среде известных
писателей, Шиллер понял, как ему недостает знаний истории и культуры. И он
почти на 10 лет отстранился от творчества, занявшись самообразованием.
10. Зимой 1787-го сердце Шиллера
вспыхнуло новой страстью к юной Генриетте фон Арним, черноволосой красавице с
блестящими, полными ума синими глазами. Юная Генриетта сразу очаровала поэта,
смертельно влюбившегося в нее. Мать девушки, вдова офицера с незначительными
средствами, была по характеру большая интриганка. Она позволяла Шиллеру бывать
у нее в доме, ухаживать за ее дочерью, чтобы этим увеличить цену последней в
глазах других, более выгодных поклонников-аристократов. А дочь, хотя и тронутая
пламенным обожанием поэта и чувствовавшая к нему влечение, была настолько
нравственно убога, что не отказалась от двойной игры, которую мать заставляла
ее играть. Когда ослепленный любовью Шиллер благодаря стараниям друзей узнал об
обмане, он нашел в себе силы побороть страсть и расстался с Генриеттой без
громких сцен. Это помогло им сохранить хорошие отношения, поэт состоял с ней в
переписке, а красавица, выйдя замуж за графа Кунхейма, по-своему оставалась
верна поэту, так как в спальне над ее постелью, до самой ее смерти в 1847 году,
всегда висел портрет Шиллера.
11. В 1788-м Шиллер стал
экстраординарным профессором истории и философии Йенского университета. Сегодня
это учебное заведение носит имя поэта. Когда он приступил к чтению лекций,
университет насчитывал около 800 студентов. На вступительной лекции «Что такое
всемирная история и для какой цели ее изучают» слушатели устроили Шиллеру
овацию. В 1790-м он женился на Шарлотте фон Ленгефельд, она родила ему четверо
детей: Карла Людвига Фридриха Шиллера, Эрнста Фридриха Вильгельма Шиллера,
Каролину Луизу Фридерику Шиллер, Эмилию Генриетту Луизу Шиллер. Ее старшая
сестра Каролина была писательницей, оставив миру автобиографию Фридриха
Шиллера. Сама же Шарлотта также была одаренной, прекрасно рисовала, писала
стихи.
Когда Фридрих женился, отношения его к
Шарлотте фон Кальб стали даже несколько враждебными, но вскоре они помирились.
Г-жа фон Кальб была крестной матерью второго сына поэта, и он оставался с нею в
дружеской переписке до самой своей смерти. «Страсть улетучивается, любовь
остается», – любил повторять Фридрих. Женитьба положила конец романтическим
мечтаниям Шиллера. В своей жене он нашел семейное счастье, а благородные порывы
души дарил лишь музе, своей единственной и вечной возлюбленной.
12. Денег по-прежнему катастрофически не
хватало. Чтобы расплатиться с долгами, он стал усиленно работать, проводя за
письменным столом по 14 часов в сутки. Такой образ жизни надорвал его здоровье.
Он сильно заболел, да так, что с лекций его забирали буквально на носилках.
Воспаление легких протекало в тяжелой форме и осталось хроническим заболеванием
на всю жизнь. Оно не позволяло ему выступать с кафедры, и в университете он
остался номинально профессором. В 1791-м даже прокатился слух, что Шиллер умер.
Особо эта весть поразила датских почитателей творчества драматурга. Три дня в Дании
длились траурные церемонии в память о Шиллере. А тем временем сам Фридрих
вместе с женой приехал на лечение в Карлсбад, где он и узнал о собственной
«кончине». Масштабные траурные мероприятия, организованные в его честь, подействовали
на Шиллера лучше любых лекарств.
В качестве моральной компенсации он
получил трехлетнюю пенсию, которая более чем вдвое превышала денежную помощь,
которая ему выплачивала родная Германия. Признательный Шиллер «расплатился» с
датским принцем Фридрихом адресованными ему письмами по вопросам эстетического
воспитания человека, которые вошли в сокровищницу мировой культуры
человечества.
«Чтобы воспитать человека чувствующим и
думающим, его следует, прежде всего, воспитывать эстетически».
Фридрих Шиллер
13. В 1794-м Шиллер тесно сошелся с
другим известным немецким классиком Иоганном Гёте. «Особенно для меня, –
заключает автор «Фауста» свой рассказ о встрече с Шиллером, – наш союз был
наступлением обновленной весны, когда все во мне радостно распустилось и
зацвело». Но если Шиллер повлиял на Гёте, ободрив его к новой поэтической
деятельности, то и для него эта дружба имела громадное значение: он был
возвращен ею от философии к поэзии.
Союз их оказался для обоих друзей
плодотворным периодом. В 1795-м, после 10-летнего перерыва в творчестве, Шиллер
написал цикл стихотворений на философские темы, близкие по смыслу его статьям
по эстетике: «Поэзия жизни», «Танец», «Разделение земли», «Гений», «Надежда» и
др. В сотрудничестве с Гете Шиллер издавал литературные журналы, писал
эпиграммы и другие сатирические произведения. А 1797-й Шиллер назвал годом
баллад. Из-под его пера вышли одна за другой «Водолаз», «Перчатка», «Кольцо
Поликрата», «Рыцарь Тоггенбург», «Ивиковы журавли», «Фридолин», «Сражение с
драконом» и «Порука». Не прекращает он и работу в драматургии, написав трилогию
«Валленштейн» и трагедию «Мария Стюарт», с успехом воспринятую публикой.
В 1801-м Шиллер сочинил «Орлеанскую
деву», которую Гёте считал лучшей из всех его драм, подчеркнув: «Так хорошо,
мужественно и прекрасно, что я ничего не могу сравнить с этим».
14. Только в начале 1800-х материальные
дела поэта стали стабильными, он избавился от долгов, получал уже за свои
сочинения неплохие гонорары – по 1400 талеров в год, а профессорская пенсия его
была увеличена с 200 до 400 талеров. Веймарский герцог даровал Шиллеру как
почетному гражданину Французской Республики дворянский титул. В 1803 и 1804 он
успел написать еще две сильные драмы: «Мессианская невеста» и «Вильгельм
Телль». Последнее произведение сделало Шиллера не только немецким, но и
швейцарским классиком.
По сей день жители этой страны считают
его своим национальным драматургом. В драме «Вильгельм Телль» Шиллер прославил
одну из самых героичных и важнейших страниц швейцарской истории, когда страна
обрела независимость. А с 1860 года знаменитую скалу Митенштейн на берегу
Фирвальдштетского озера признательные швейцарцы украсили надписью: «Певцу
Телля, Фридриху Шиллеру — старинные кантоны».
15. Были у Шиллера и странности. Одной
из них являлась привычка настраиваться на творческий лад, вдыхая аромат… гнилых
яблок. 16. Историческую русскую драму «Димитрий» Шиллер не успел завершить.
Приступы хронической болезни атаковали его, с каждым днем поэт угасал.
Выпадавшими ему на долю хорошими минутами поэт наслаждался радостно и
счастливо, как ребенок, действовал как мужчина и страдал, как герой. Одевался и
держался он как нельзя более просто; отличительными его чертами были
скромность, простота, отсутствие всякой вычурности. Из симпатий и антипатий его
дошли до нас только три: он ненавидел пауков и очень любил лиловый цвет и лилии.
«Шиллер всегда и всюду являлся тем, чем он был на самом деле, – великим. Таким
же сидел он за чайным столом, каким явился бы в государственном совете. Ничего
не стесняло его, не сужало его кругозора, не тянуло к земле высокий полет его
ума. Жившие в нем великие мысли он высказывал везде и всегда свободно, ничем не
стесняясь, не обращая ни на что внимания. Это был настоящий цельный человек,
такими нужно быть всем», – писал о нем Гёте.
«Истина ничуть не страдает от того,
что
кто-то ее не признает».
Фридрих Шиллер
17. 45-летний Шиллер умер в Веймаре от
туберкулеза 9 мая 1805 года. В его бумагах нашлась еще масса новых поэтических
произведений и более 25 сюжетов трагедий и драм. Известие о смерти Шиллера
произвело ошеломляющее впечатление, – не только в Германии, но и во всей
Европе.
Его погребли в общей могиле на старом
городском кладбище. Через 21 год бургомистр Веймара получил разрешение
перезахоронить останки поэта в усыпальнице герцогов Саксен-Веймар-Эйзенахских.
26 марта 1832 года присоединился к ним и
прах только что умершего Гёте. Эти два темных дубовых гроба стоят рядом, с
надписью металлическими буквами: на одном – «Шиллер», на другом – «Гёте».
Однако, как показывают последние
исследования, в могиле Шиллера покоится вовсе не гениальный драматург. Еще во
время перезахоронения на старом кладбище на поверхность было поднято 23 черепа.
Самый крупный из них было решено считать черепом Шиллера. Один из медиков,
участвовавших в «опознании» останков, усомнился в их принадлежности великому
поэту и заявил, что погребли не тот череп. Но к его сообщению тогда, в 1826-м,
не прислушались. Известно также, что череп Шиллера некоторое время находился в
доме Гете, который тот якобы похоронил в собственному саду. Как бы то ни было,
самый большой череп из 23 найденных на старом кладбище оказался в герцогской
усыпальнице. К нему, разумеется, прилагались и кости: самый крупный и массивный
скелет из найденных на кладбище. Предполагаемую голову поэта показывали художникам,
и впоследствии было создано несколько скульптурных изображений Шиллера,
выполненных на основе прижизненных портретов, его посмертной маски и зарисовок
черепа. В 1883-м выдающийся немецкий медик Герман Велькер, прославившийся,
помимо изобретения способа измерять артериальное давление, исследованиями
внешности знаменитых деятелей прошлого, в частности, Данте Алигьери, заявлял о
том, что предполагаемый череп Шиллера имеет разительные несходства с посмертной
маской. На этом история с опознанием внешности поэта не закончилась. В 1911
году другой медик Август фон Врорип, профессор Тюбингенского университета, предъявил
общественности еще один «подлинный» череп Шиллера, который озадаченные
веймарцы, хоть и не признавшие останки настоящими, на всякий случай поместили
предполагаемую реликвию в усыпальницу, положив ее в отдельный гроб. В 2008-м
проблема всплыла вновь. Современные медики из Йены и Инсбрука в рамках
программы «Код Фридриха Шиллера» применяли несколько методик для исследования
обоих черепов. Помимо анализа костной ткани, показавший, что ни один из черепов
не принадлежал Шиллеру, а скелет вообще представляет собой набор костей разных
людей, использовалось и компьютерное моделирование. «Череп Врорипа» был
идентифицирован… в умершую в 1807 году Луизу фон Гоххаузен, горбатую фрейлину
герцогини Анны Амалии.
Вопрос о том, куда делись подлинные
останки поэта, рождает три версии: 1) в 1826-м эксгумировали не кости; 2) их
мог отыскать и увезти изобретатель краниоскопии, или френологии, Франц Йозеф
Галль, полагавший, что характер человека определен формой его черепа. Галль
бывал в Веймаре вскоре после смерти Шиллера, но до официального перезахоронения
останков, и вполне мог получить доступ к общей могиле. 3) между 1826 и 1911
годами неведомые охотники за реликвиями могли украсть настоящий череп и
заменить его добротной подделкой. Такие сенсационные открытия только подогрели
интерес туристов к таинственной могиле классика, хотя фонд «Веймарский классицизм»
принял решение оставить гроб Шиллера пустым.
18. Имя Шиллера увековечено не только в
названии Йенского университета. Одна из провинциальных российских школ –
орловская гуманитарная гимназия № 39 носит его имя.
19. О жизни поэта в 2005 году режиссером
Мартином Вейхартом снят фильм «Шиллер».
Смотреть фильм |
20. Памятники Шиллеру установлены у
здания веймарского театра, в Берлине, у Йенского университета, в Кёнигсберге.
Комментариев нет:
Отправить комментарий