Литературный календарь мая


Мешко
Нина Константиновна
(1917-2008)


«Песенное искусство – летопись жизни всего русского народа. Она уникальна, необыкновенно богата, как непревзойденно богат русский язык. И потом она живая, непрерывно развивающаяся, обновляющаяся, возрождающаяся из пепла… На культуре своей традиционной, коренной держится народ».

Нина Константиновна Мешко – народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. Глинки, художественный руководитель Государственного академического северного русского народного хора с 1960 по 2008 год, академик МАЮ, профессор кафедры хорового и сольного народного пения РАМ им. Гнесиных, заслуженный деятель искусств РСФСР, кавалер ордена Андрея Первозванного, Почетный гражданин городов Архангельска и Парижа.
Нина Мешко родилась на свет 31 мая 1917 года  в деревне Малахово Ржевского района Тверской губернии. Родилась она в семье учителей, и где очень любили песни.
У мамы, Александры Васильевны, был замечательный голос, а отец, Константин Иванович не только руководил школьным хором, но и любил петь в местной церкви.
В родительском доме по субботам и воскресеньям собирались любители пения. Многие приезжали за десятки километров только для того, чтобы попеть и, как теперь говорят, «пообщаться». Никаких выпивок, главным угощением был чай и деревенская закуска, что найдется в доме.
Как считала сама Нина Константиновна, ее жизнь могла бы повернуться по-другому, но ее брат поступил на композиторский факультет (судьба его сложилась трагично, в 1941 году он был арестован, рас стрелян, реабилитирован посмертно). Именно брат Нины Константиновны привез ей в деревню ноты и сказал: «Учись!»
Маленькая Нина самостоятельно освоила игру на рояле, изучила элементарную теорию музыки, сольфеджио. И ее настолько захватил мир музыки, что она решила: только музыка и больше ничего! И поэтому, нисколько не сомневаясь, Нина Мешко поступает в музыкальное училище имени Октябрьской революции, и по окончании в Московскую консерваторию на дирижерско-хоровой факультет. Именно там Нина Константиновна впервые услышала Северный хор. Он произвел на нее очень сильное впечатление.

Из воспоминаний Н.К. Мешко: «Исполнять песню так, как на Севере, могут люди, замечательно владеющие культурой пения, имея прекрасные, гибкие, свободные голоса».
Почти 50 лет Нина Константиновна Мешко возглавляла Академический Северный русский народный хор, известный не только в России, но и далеко за ее пределами. Она приняла эту эстафету от своего учителя Антонины Колотиловой. При Нине Мешко хор стал лауреатом всевозможных международных конкурсов. Мешко стала основателем «Гнесинской школы народного пения». «Школа Мешко» воспитала целую плеяду преподавателей, хормейстеров и исполнителей народной песни. Среди них Татьяна Петрова, Надежда Бабкина, Людмила Рюмина, Наталья Борискова, Михаил Фирсов и многие другие. Своим учителем считает ее Людмила Зыкина. Мешко разработала собственную хоровую методику, которую используют теперь ее многочисленные ученики.
9 октября 2008 года на 92-м году жизни Нины Константиновны не стало. Похоронена в Москве.





Битов
 Андрей Георгиевич
( к 75-летию со дня рождения)

Советский и российский писатель Андрей Георгиевич Битов родился 27 мая 1937 года в городе Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Отец, Битов Георгий Леонидович (1902–1977) - архитектор. Мать, Кедрова Ольга Алексеевна (1905–1990) - юрист.
Во время Отечественной войны в 1942 году, пережив блокадную зиму 1941-1942 годов в Ленинграде, Андрей Битов был эвакуирован на Урал, затем в Ташкент (Узбекистан). В 1944 году вернулся в родной город. Писать Андрей Битов начал в 1956 году. В институте он входил в литобъединение под руководством Глеба Семенова. Первые рассказы Андрея Битова были опубликованы в альманахе "Молодой Ленинград" в 1960 году. Эти рассказы потом вошли в сборник "Большой шар", вышедший в 1963 году. В 1965 году Андрей Битов был принят в Союз писателей СССР.
В 1979 году писатель поместил четыре рассказа в альманахе "Метрополь", который был запрещен к публикации в СССР и вышел в США, за что Андрей Битов был уволен из Московского литературного института, где вел занятия по литературному мастерству. После этого его перестали публиковать в СССР, он стал "невыездным". Его произведения издавались в Западной Европе и США. Новые публикации на родине стали возможны только с началом перестройки в СССР.
С 1985 года вышло более 30 книг Андрея Битова, среди них "Грузинский альбом" (1985), "Книга путешествий" (1986), "Человек в пейзаже" (1988), "Улетающий Монахов" (1990), "Вычитание зайца" (1993), "Оглашенные" (1995), "Империя в четырех измерениях" (1996), "Кавказский пленник" (2004), "Моление о чаше" (2007), "Преподаватель симметрии" (2008) и другие. Битов также выпустил сборники стихов "Дерево" (1998) и "В четверг после дождя" (1997).
Сочинения писателя переводились почти на все европейские языки.
Говоря о сегодняшнем дне и о современном обществе, Битов замечает: «Мы потерялись между страхом и совестью. От страха ушли, а совесть не приобрели. У советского человека была совесть. Пусть от страха, но все-таки была. Я был антисоветчиком всю свою жизнь. Но чем больше я живу, тем больше становлюсь советским человеком».
В фондах библиотеки имеются:
Битов А. Г. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 1 Повести и рассказы. – М. – 1991. – 575 с.
Битов А. Г. Повести и рассказы: Избранное. – М., 1989. – 492 с.
Битов А. Г. Пушкинский дом: Роман. – М., 1989. – 399 с.
Битов А.Г. Улетающий Монахов: Роман-пунктир. – М., 1990. – 150 с.
Битов А.Г. Человек в пейзаже: Повести и рассказы. – М., 1988. – 459 с.
Битов А.Г. Функционер и функция. Звездный мемуар. «Звезда», №1, 2009 г.
Битов А.Г. О произнесении самим Пушкиным своих стихов. «Звезда», №8, 2011 г.
Битов А.Г. Последний из оглашенных. «Октябрь», №1, 2012 г. 
Ссылки:

http://www.belousenko.com/wr_Bitov.htm о писателе и его творчестве.

http://magazines.russ.ru/authors/b/bitov/  список журнальных публикаций.


Тэффи


«Если юмор Гоголя — «смех сквозь слезы», юмор Достоевского — смех сквозь отчаяние, юмор Салтыкова — смех сквозь презрение, юмор Ремизова — смех сквозь лихорадочный бред, то юмор Тэффи, как и юмор Чехова, — смех сквозь грустный вздох: «Ах, люди, лю...».


В мае исполнилось 140 лет со дня рождения русской писательницы  и поэтессы Тэффи  - Надежды Александровны Лохвицкой (1872—1952 гг.)
В дореволюционной России имя Тэффи пользовалось необыкновенной популярностью. Газеты и журналы, в которых она сотрудничала, были заведомо «обречены на успех». Выпускались даже духи и конфеты под названием «Тэффи». Ее остроты, фразы и словечки персонажей подхватывались и разносились по шестой части суши, становясь крылатыми, с быстротой молнии. Хотя Тэффи писала в основном юмористические рассказы и фельетоны, то есть прозу так называемого «легкого жанра», ее творчество высоко ценили такие корифеи пера, как Бунин, Куприн и Зайцев. При составлении юбилейного сборника в честь 300-летия царствования дома Романовых у царя осведомились, кого из русских писателей он желал бы видеть помещённым в него, Николай II ответил: «Тэффи! Только её!»
Современник писательницы Саша Черный так отзывался о ней: «Прежние писательницы приучили нас ухмыляться при виде женщины, берущейся за перо. Но Аполлон сжалился и послал нам в награду Тэффи. Не «женщину-писательницу», а писателя большого, глубокого и своеобразного».
 «Она единственная, оригинальная, чудесная Тэффи! — восклицал Куприн. — Любят ее дети, подростки, пылкая молодежь и зрелые люди труда, и посыпанные сединою отцы».
И. А. Бунин, не расточительный на похвалы, писал ей, уговаривая поберечь свое здоровье: «Помните, как дороги вы не одним нам, а великому множеству людей, вы, совершенно необыкновенная!» И еще: «Всегда, всегда дивился вам, никогда за всю жизнь не встречал подобной вам! И какое это истинное счастье, что Бог дал мне знать вас!»
Александр Вертинский исполнял песни на стихи Тэффи:

О писательнице замечательно рассказано в телепередаче «Женщины в русской истории» 



Произведения Тэффи можно почитать на сайте http://lib.rus.ec/a/18240
О жизни и творчестве писательницы рассказывает Елена Трубилова http://ocr.krossw.ru/html/teffi/teffi-vstupl-ls_1.htm
В фондах  нашей библиотеки имеются:
Тэффи Н. А. Собрание сочинений. Т.3: Городок. – М., 1999. – 383 с. 
Тэффи Н.А. Все о любви: Рассказы, повесть, роман. – М., 1991. – 430 с.   
Тэффи Н.А. Выбор креста: Рассказы. – М., 1991. – 112 с.  
Тэффи Н.А. Житье-бытье: рассказы, воспоминания. – М., 1991. – 446 с. 
Тэффи Н.А. Ностальгия: Рассказы; Воспоминания. – Л.,1989. – 448 с. 
Тэффи Н.А. Озорные рассказы. – М., 2003. – 188 с.: ил. 
Тэффи Н.А. Юмористические рассказы. Из «Всеобщей истории, обработанной «Сатириконом»». – М.,1990. – 415 с.


                          Игорь Северянин

             
        Я - соловей, и кроме песен,
        Нет пользы от меня иной.
        Я так бессмысленно чудесен,
        Что смысл склонился предо мной.



16 мая исполняется 125 лет со дня рождения русского поэта «серебряного века» Игоря Северянина (4 мая (16 мая) 1887, Петербург — 20 декабря 1941, Таллинн) (настоящее имя Игорь Васильевич Лотарев).
Долгие годы отношение к поэту было неоднозначным, считалось, что он якобы воспел мещанство и пошлость, что ввел в свою поэзию интонации самовосхваления и самолюбования. “Северянинщиной” называли дурной вкус, этакую “пошлинку” в поэзии. Все, что у многих ассоциируется  с этим прекраснейшим поэтом, это строка «Ананасы в шампанском»… Однако вот что писал Валерий Брюсов в статье “Игорь Северянин” в 1916 году: “Не всегда легко различить, где у Игоря Северянина лирика, где ирония. Не всегда ясно, иронически ли изображает поэт людскую пошлость, или, увы, сам впадает в мучительную пошлость. Мы боимся, что и сам Игорь Северянин не сумел бы точно провести эту демаркационную линию”. Сам же Северянин писал о себе: “Я трагедию жизни претворю в грезофарс”. Александр Блок называет поэта мечтателем, ”поэтом с открытой душой”.
Прошло время и мы с удивлением обнаруживаем, что слишком плохо знали этого удивительного поэта. Те чувства, которые казались нам преувеличением - оказались настоящими.
 Судьба Игоря Северянина — и в России, и в эмиграции была печальной. Заграничной публике был мало интересен поэт, живший своей Россией. А по России уже расползались пятна островов ГУЛАГа и, казалось, навсегда поглощали память о “грезах весны” XX века.
20 декабря 1941 года Игорь Северянин умер от сердечного приступа в оккупированном немцами Таллинне и был похоронен на Александро-Невском кладбище. 
Поэзия Игоря Северянина заставляет нас понять, что нет на свете важнее человеческой души с ее метаниями и поиском любви, сопричастности, понимания.

 Спящая красавица

- Что такое Россия, мамочка?
- Это ... впавшая в сон княжна...
- Мы разбудим её, любимая?
- Нет, не надо: она - больна...

- Надо ехать за ней ухаживать...
- С нею няня её... была...
Съели волки старушку бедную...
- А Россия что ж?
                 - Умерла...

- Как мне больно, моя голубушка!..
Сердце плачет, и в сердце страх...
- О, дитя! Ведь она бессмертная,
И воскреснет она... на днях!
1925
В клипе использованы фотографии местечка Тойла, где с 1917 года жил Северянин, эти места в Северной Эстонии стали его Домом... 
Литература в фондах библиотеки:
Северянин И. Избранное. – Смоленск: Русич, 2000. – 324 с.
Северянин И. Классические розы. Медальоны. – М.: Худож. лит., 1991. – 222 с.
Северянин И. Стихотворения. / Сост., авт. вступ. статьи и примеч. В. Греков – М.: Мол. Гвардия, 1990. – 238 с.
Северянин И. Стихотворения. – Таллинн, 1987. – 126 с.
Северянин И. Стихотворения. Поэмы. – Архангельск, 1988. – 383 с.
Северянин И. Стихотворения и поэмы. 1918 – 1941. – М.: Современник, 1990. – 492 с.
Ссылки:





4 мая 1772 года родился Фридрих Арнольд Брокгауз (1772-1823) — немецкий издатель, основатель издательской фирмы «Брокгауз» и издатель «Энциклопедии Брокгауз». Его энциклопедия послужила основой для русского словаря Брокгауза-Ефрона (82 тома) с 1890 по 1907 год.







Илья Абрамович Ефрон (1847-1917) — один из наиболее известных дореволюционных российских типографов и книгоиздателей.
В 1889 г. И. А. Ефрон совместно с немецкой издательской фирмой «Брокгауз» основал  акционерное издательское общество «Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон», которое выпустило практически все крупные русскоязычные энциклопедии того времени:
  • Большой энциклопедический словарь в 86 полутомах (1890—1907);
  • Малый энциклопедический словарь (1-е изд., 3 тт., 1899—1902; 2-е изд., 2 тт., 1907—1909);
  • Новый энциклопедический словарь в 48 тт., из которых вышло только 29 тт. (1911—1916; издание прервалось на слове «Отто»);
  • Еврейская энциклопедия в 16 тт. (1906—1913).
Помимо энциклопедий фирмой были изданы следующие серийные издания: «Библиотека естествознания» в 18 тт.; «Библиотека промышленных знаний»; «Энциклопедия практической медицины» в 5 тт.; «Дешёвая библиотека самообразования» в 86 вып.; «Библиотека великих писателей» в 20 тт. (в которой вышли полные собрания сочинений Шиллера, Шекспира, Байрона, Пушкина, Мольера и др.); «Общая история европейской культуры» в 7 тт.; «История Европы по эпохам и странам» в 36 вып.
Также были выпущены «История Византийской империи» Ф. И. Успенского, «История Инквизиции» Г. Ч. Ли, «Человек и Земля» Ж. Реклю (6 тт.) и др.
В 1917 г. издательство вошло в Петроградское объединение частных издательств; к 1930 г. — прекратило существование.
Рост больших городов, появление новых путей и средств сообщения и связи вызвали в России рубежа XIX-XX вв. всплеск интереса к различным наукам. Как следствие возникла необходимость в систематизации их, в появлении энциклопедий, охватывающих все области человеческого знания. "Энциклопедический словарь" Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона справедливо считается одной из лучших русскоязычных энциклопедий, сохранившей свою справочно-научную ценность и для нас. Обилие статистической и фактической информации, подробные библиографические справки, подробные биографические статьи хорошо известны всем, кто хоть раз обращался к этому многотомному изданию.

 Первоначально энциклопедия предполагалась как перевод немецкого "Conversations-Lexicon"a с небольшой адаптацией для русской публики. Однако такой подход не оправдал себя и первые тома вызвали массу претензий.  Новый период в истории энциклопедии начался с приглашения в состав редакции многих выдающихся ученых того времени: Д.И. Меделеева, Вл.С. Соловьева, С.А. Венгерова, А.Н. Бекетова, А.И. Воейкова и многих других. С этого момента "Conversations-Lexicon" отходит на второй план и основное место уделяется самостоятельным статьям, особенно по всем вопросам, относящимся к России, ее истории, культуре, географии.
Еще одно немаловажное достоинство энциклопедии - свободная манера изложения. Элементы беллетристики встречаются не только в биографических статьях, многие из которых читаются как захватывающие рассказы, но и в научных. Во многом такая раскованность в подаче материала тоже следствие привлечения к написанию статей виднейших ученых того времени.
Для многих "Энциклопедический словарь" Брокгауза и Ефрона стал не только приятным, но и полезным дополнительным инструментом в работе и просто полезной книгой на столе. 
В фонде Библиотеки имеются:

  • Иллюстрированный энциклопедический словарь: современная версия. / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. – М:ЭКСМО, 2008. – 959 с.:ил., фото                                                           
  • Россия: иллюстрированный энциклопедический словарь. / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон.  - М:ЭКСМО, 2008. – 702 с.
  • Энциклопедический словарь. / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон; под ред. К. К. Арсеньева.  – СПб.:Тип. И. Ефрона, 1895. – Кн. на старослов.яз.
  • Энциклопедический словарь: вооружение и быт, живопись и архитектура, изобретения и открытия. / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. – М.: ЭКСМО, 2004. – 495 с.: ил.           
  • Энциклопедический словарь: общество и государство, народы и страны, правители и полководцы. / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. – М.:ЭКСМО, 2004. 0 831 с.: ил.
  • Энциклопедический словарь: философия и литература, мифология и религия, язык и культура. / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. – М.: ЭКСМО, 2004. – 591 с.                       
  • Энциклопедический словарь Брокгауз и  Ефрон.: Биографии. Т.1,2,3. – Изд. Свято-Троице -  Сергиевой Лавры, 1990. – 902 с. /Репринтное издание книги 1891 г.  




1 комментарий:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...